coffee

Официально разрешается ждать Рождество!


Cлавлю Тебя, Отче, Господи неба и земли,
что Ты утаил сие от мудрых и разумных
и открыл то младенцам.

Мф 11:25

- Батюшка! А если я пожертвую миллион долларов
на твой храм, меня Бог в рай пустит?
- Хм... ну гарантировать я тебе этого не могу,
но попробовать стоит.

Православный анекдот.



Вот и настало это удивительное, совершенно особое время: ожидание Рождества.

Католики встретили Адвент, у православных начинается Рождественский пост.
Витрины магазинов уже вполне ожидаемо украсились ёлками, лампочками и всякой прочей праздничной мишурой, намекая на скорое веселье.
Адвент - вполне понятное время. Радостное ожидание прихода в мир Спасителя.
Но вот почему пост?


Исторические слухи.
Рождественский пост изначально длился всего неделю перед непосредственно праздником. Потом он удлиннился до сорока дней - но только для монахов. Миряне возмутились: а мы что, не христиане что ли? Почему монахам можно, а нам нельзя? Чем они так уж принципиально отличаются от нас? Нам тоже хочется! И сорокадневный пост стал всеобщим.
В эти всё больше и больше светлеющие дни мы не просто ожидаем праздник. Мы пытаемся хотя бы чуть-чуть подготовить свои души к приходу в мир Господа. Как-то изменить свою жизнь, чтобы самому измениться к лучшему.



А смысл.
На первый взгляд христиане представляются эдакими садомазохистами, знающими толк в извращениях. И что они только не делают, чтобы героически что-нибудь преодолеть: и часами под дождём стоят в очередях к мощам и святыням, и мясо не едят месяцами, и в самых простых (и не в самых тоже) радостях себе отказывают!.. Да зачем? Ребята, забейте вы, живите как нормальные люди!
Нет. Год за годом одно и то же. Так почему же всё так сложно и запутано?
Пришла зима, организму надо побольше энергии и положительных эмоций, а тут пост, тоска зелёная.

А это ведь на самом деле очень трогательное время.
По сути пост - это такая слабая попытка грешной человеческой души исподлобья стыдливо глянуть в глаза Господу, вспомнить о том, как на самом деле мы могли бы жить, если бы не ленились и не боялись быть такими, какими созданы - искренними, открытыми, неравнодушными, - поразиться красоте этого образа и по-детски упрямо попытаться такими стать.


По-детски. Рождественское время вообще принято считать временем детства, и это очень здорово. Дети, конечно же, бывают самыми разными. Но именно в детстве мы умеем быть искренними и открытыми, потом это умение теряется. Нас бьют и обижают, мы запоминаем и обрастаем панцирем. Мы узнаём горе и учимся держаться от него подальше. А чтобы нас поменьше коснулось всё, что может нарушить душевный покой, надо потуже затянуть ремни на бронежилете, надвинуть на глаза широкополую шляпу, тревожно зыркая из-под неё если вам не смешно, то попробуйте себе это вообразить, а ведь так мы и ходим, не забавно ли? и подозревать всех во всем. Если человек сделал что-то подозрительное, ему уже нельзя доверять. Если не сделал, значит, обязательно сделает.
Как же безжалостно заповеди Христа взрывают весь этот по-немецки аккуратно и надёжно уложенный асфальт равнодушия и бережливости себя!


Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. (Мф 5:43-45)
Люби ближнего твоего, как самого себя. (Мф 19:19) - хотя бы как самого себя! И не надо ёрничать, что мы себя не любим. Любим. У тех, кто себя и впрямь не столь любит, святость в глазах. Подобные же отговорки - это слабость сердца, которое боится признаться самому себе, что оно слабое.
И кульминация:
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. (Ин 15:13)
Да любите друг друга, как Я возлюбил вас. (Ин 15:12)

В нескольких фразах - разрушение уютного мира, выстроенного и обустроенного. Бросить всё и попытаться жить так, чтобы главным стала любовь к ближнему - и к Богу, потому что без последней первая всегда становится слегка кособокой: сложно полюбить того, к кому питаешь неприязнь. Такую любовь может дать только Он. Но принять её - это подписать себе приговор! Это значит, что если понадобится отказаться от чего-то своего, надо будет отказаться. Что если надо будет смириться с отсутствием (или наоборот, наличием) чего-то, придётся смириться. А это так неимоверно сложно!

И пост, особенно Рождественский, - это такой совершенно нелогичный порыв: Господи, это трудно, Господи, я не справлюсь с этим, но мне так хочется! Мне хочется стать светлым, хотя это больно. Но разве не больнее жить и понимать, что живёшь неправильно? Осуждать себя и не пытаться что-то изменить? Мне страшно делать этот шаг, но я верю, что всё будет хорошо.
Ведь Ты сказал: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей. (Ин 15:10) И ещё сказал: иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф 11:30). Это так просто и так верно.



И поэтому перед этим тихим, переломным праздником начала новой эры как-то само собой хочется изменить привычное течение жизни. Притормозить нанемного. Расставить акценты. И попробовать хотя бы не целиком и полностью, а слегка перемениться. Всмотреться в себя и понять: а что именно я могу вот прямо сейчас, в этот период жизни, в себе изменить? Может, я могу кому-то помочь? Отдать время, силы, поделиться радостью, спокойно принять то, что не мог принять раньше...
Вот именно сейчас. Именно я.

И что?
Рождественские рассказы - это всегда рассказы о несчастных детишках или бедных людях, которым вдруг кто-то помогает, или же никто не помогает, но зато является Сам Господь. Рассказы всегда трогательные, немножко наивные и детские - даже те, которые взрослые.
Ожидание Рождества - это именно такое время: трогательное, беззащитное, нелогичное и, да, детское.

Поэтому когда ещё, как не сейчас?)

В защиту диеты.
Ну разве я могу не сказать ни слова о правильном питании в пост?)))
Фраза: "Всё ешь, людей не ешь", - стала уже какой-то замусоленной отговоркой, опять-таки, ленивых сердец, от них же первый есмь аз.
Ещё пару лет назад имело смысл кричать на всех углах о том, что питание не является главным в христианских постах. Но новое поколение худо-бедно подросло, и пора уже говорить об обратном: питание не главное, но таки ж важно!
Да, конечно, Богу всё равно, что лежит у меня в тарелке, Он ещё Петра отчитывал за то, что тот отказывался от "нечистой" еды*.
Да, конечно, всё ешь, людей не ешь.
Да, конечно, поститься должна в первую очередь душа.

Но.

Во-первых, умные люди, они же святые отцы (кому как больше нравится), говорили, что пост телесный помогает собрать мысли и силы. Когда телу дают понять, что не оно тут главное, когда его держат, пардон за каламбур, в чёрном теле, становится легче жить светлее. Ну, и молиться тоже, да.

Во-вторых, те же святые отцы советовали делать так: за счёт постной еды, которая всяко должна быть дешевле обычной (иначе смысл такого поста?), выделять деньги на то, чтобы помогать тем, кому это нужно. Чисто практическая сторона. Очень удобно, между прочим.

Ну и наконец. Если первое всё-таки больше о тех, кто серьёзно постится духовно, у кого нет опасности начать терять от голода сознание на лекциях или на работе, второе - о тех, у кого есть деньги (хе-хе), то для таких, как я, пост как диета - это тоже такой своеобразный жест детского упрямства.
Господи, я не могу сделать во имя Твоё чего-то особенного: уйти в монастырь, стать второй матерью Терезой, да даже отдавать себя без остатка тем, кому это нужно, - мне нужно сейчас учиться ради благополучия тех людей, которые для меня ближние**. Но я тоже хочу сделать хотя бы что-то. И поэтому я за послушание своей (Твоей!) Церкви буду поститься хотя бы так, криво, косо, как смогу. Вдруг этот жест не будет напрасным и поможет мне в Твоих делах?
В любом случае, попробовать стоит))

Ну что, поехали?


Итак, пошёл обратный отсчёт.
До Рождества ещё больше месяца. До момента, когда на службах начинают петь рождественские, особые, светящиеся молитвы, тоже ещё долго.
Ещё можно успеть... ещё можно столько всего успеть!
Главное захотеть и постараться.
Счастливого Адвента и радостного, плодотворного Рождественского поста!

__________________________________________
* Деяния 10:9-15
** Лука 10:29-37


Замечательное ободрение!
"...На первый взгляд христиане представляются эдакими садомазохистами, знающими толк в извращениях. И что они только не делают, чтобы героически что-нибудь преодолеть..."

Супер!
ну да))
особенно что у вас там сейчас с Поясом творится!
Почему-то ни в одном городе такого не было..
Здорово ))
И фолк такой атмосферный ))
Спасибо)
Да, песенка прекрасная. Просто-таки вызывающая: все придёте в танец, куда вы денетесь!)))

Очень её люблю.
Amen!
Спасибо за теплые и своевременные слова!:)
Катюууууша!
Спасибо, родная) С началом) Вы там как, поститесь?)
:)))
Стараемся))) НО пока (в непищевом плане) одни встряски...Давайте не забывать молиться друг за друга:)
Re: :)))
А уж у меня какие встряски...
Так что, да)
Спасибо, это было интересно. Всегда плохо понимал смысл поста.
Ура-ура! Так приятно, что это ещё и познавательно оказалось.
Да, со стороны всё выглядит по-другому, верно?)
Очень познавательно, такой точки зрения я не встречал, хотя знаю и тех, кто просто садится на диету, и тех, кто поддерживает духовное очищение телесным и тех, кто просто следует канону, и тех, кто четко следует принципу "не согрешишь - не покаешься" =) Наверное, тут всегда у каждого будут свои соображения, как всегда в культуре.
А подведение логических аргументов под чисто чувственный факт (в смысле, определяющийся индивидуально, по ощущениям) дает хорошую почву для размышлений)
Спасибо, радость моя.
Адвент - это всегда такое чудесное время.
(А песенка не совсем правильная. Это не песенка, это нарезка из двух песенок - причем ту из них, которую я люблю, нещадно покромсали.)
Сл. Картер, муз. народная
(перевод ниже)

I danced in the morning when the world was begun
I danced in the Moon & the Stars & the Sun
I came down from Heaven & I danced on Earth
At Bethlehem I had my birth:

Dance then, wherever you may be
I am the Lord of the Dance, said He!
And I'll lead you all, wherever you may be
And I'll lead you all in the Dance, said He!

I danced for the scribe & the pharisee
But they would not dance & they wouldn't follow me
I danced for fishermen, for James & John
They came with me & the Dance went on:

I danced on the Sabbath & I cured the lame
The holy people said it was a shame!
They whipped & they stripped & they hung me high
And they left me there on a cross to die!

I danced on a Friday when the sky turned black
It's hard to dance with the devil on your back
They buried my body & they thought I'd gone
But I am the Dance & I still go on!

They cut me down and I leapt up high
I am the Life that'll never, never die!
I'll live in you if you'll live in Me -
I am the Lord of the Dance, said He!

Пер. – Чигиринская
Танцевал Я на первом рассвете земли,
Солнце, небо и звёзды в Мой танец вошли.
А когда пришел срок перемены времен,
В Вифлеемской пещере Я был Девой рождён.

Припев:
Танцуй же, танцуй, не жалея ног.
Я в танце веду, ибо Я – твой Бог.
Замкни цепь рук и войди в Мой круг.
Я в танце веду, ибо Я – твой друг.

Мудрецов-фарисеев Я звал танцевать,
Но они не хотели ботинки сбивать.
И тогда я позвал простых рыбаков,
Собрал их двенадцать и был таков.

Хромого в Субботу Я исцелил,
И он танцевал изо всех своих сил.
Но святыми людьми за танцы в Шабат
Я был схвачен и скручен, избит и распят.

В эту Пятницу танец нелегко дался Мне:
Неудобно плясать с Крестом на спине.
И когда Моё сердце порвалось, как башмак,
Я ушел танцевать там, где вечный мрак.

Я в аду танцевал так, что треснул пол.
Разлетелся по камешку дряхлый Шеол.
Я живу в тебе, ты живи во Мне,
И воскресни со Мной назло Сатане.
А я очень люблю исполнение Блэкморов) Поэтому люблю эту версию)
Но песенка прекрасна целиком, да)