christian

Вера и дело

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

М.Ю. Лермонтов


Православный молитвослов, как известно, начинается с утренних молитв. И каждое утро (по идее) мы, восстав от сна, прежде всякого другого дела, стаём благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произносим все те молитвы, что собраны за многовековую историю христианства.
Среди прочих есть одна молитва, которая идёт в молитвословах под номером 8: молитва восьмая, ко Господу нашему Иисусу Христу.

Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя: аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матери моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбить Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Какая глубина у этой молитвы! Какое высочайшее богословие скрыто в ней!
Фактически, одна эта молитва полностью описывает наши чаяния перед Богом. Мы слабы. Мы изначально слабы и грешны, и не можем нерестать совершать промахи, не можем не творить зло. По делам нас спасти не-воз-мож-но, потому что не найти тех дел, которые смогли бы скомпенсировать тьму наших грехов. Отчаяться? Принять тезис, что спасение невозможно? Опустить руки?..
Есть одна цитата в Евангелии, которая даёт ответ на этот вопрос.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится. (Ин 3:16-18)

Не бойся, только веруй (с) Бог возлюбил нас, возлюбил настолько, что хочет для нас спасения. Если бы можно было оправдаться делами, не нужна была бы жертва Христа. Но это невозможно - и Он пришёл, и отдал Себя на распяие за нас, чтобы открыть нам путь веры. Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас. (Мф 17:20)

Цитата о спасении через веру живёт в той самой утренней молитве. Это осознание своей греховности, понимание, что мы не достойны спасения - но дерзаем его просить. А ещё это ежедневное напоминание нам самим: не делами спасаемся, но верой. Не заслужить спасения, но верить в Божью милость и благодать - вот, что главное.

Впрочем, ещё одна цитата скрыто присутствует в этой молитве: Как тело без духа мёртво, так и вера без дел мертва. (Иак 2:26)
Апостол Иаков иронично замечает, что вера - это, конечно, прекрасно, без неё вообще что мы тут забыли. Но если мы "верим в душе", то это как-то крайне сомнительно. Вера, которая никак не влияет на жизнь, - это всё равно что человек, который перестал влиять на окружающий мир. Потому что умер. Только дела, на которые толкает нас вера, и могут по-настоящему оживить нас.

Получается замкнутый круг, видите?
Делами спастись человек не может - только верой. Но вера должна быть живая, а без дел она мертва.
И каждое утро, читая строки восьмой молитвы, мы понимаем, что попадаем в положение Алисы из страны чудес: чтобы оставаться на месте, нужно бежать, а чтобы продвигаться вперёд, нужно бежать ещё быстрее.

До конца поста меньше двух недель. Побежали?
Почему меньше 2ух недель?

Побежали! ))
Ну, мы в аське уже обсудили))) Что последняя неделя перед Пасхой, Страстная, уже за рамками Великого поста)
Обсудили :))
Но к твоим размышлениям у меня вопросы возникли ( не по посту, а к нашему разговору)
Мур) Я сейчас с работы не выхожу в аську, так что, если что, можем сегодня обсудить. Пиши, когда)
:)
Сегодня не получилось - ездила к собакену в приют и только что вернулась ((, ты будешь завтра вечером в аське?
Увы, нет, завтра я буду у Влада, а там у меня нет компа. Давай, может, в контакте? Только не завтра, а в будни как раз. Я там с телефона бываю.
Сколько красоты и богословия, какая Вы молодец!
Но насколько же, в моем восприятии, христианство не об этом. Я вижу тут трагический разрыв между богословием и жизнью. Очень часто в центре богословия стоит человек и его личные мотивы и хотения, тогда как все же должен быть Христос. Из этого и в жизни христианина, - о себе, о своем.
У меня эта молитва тоже как-то особо выделяется из утреннего правила, почему-то мне кажется она главной.