смерти нет

Пасха позади. Как жить дальше?) 6 "рецептов"

Завтра, надеюсь, на Матронах появится моя статья на эту тему. А здесь я хочу поделиться с вами бонусными и довольно личными рецептами выхода из постпасхальной апатии.
На самом деле, мы же все понимаем, из-за чего нас так колбасит. Можно, конечно, наполнять свою тоску высоким смыслом. Например, духовная дочь о. Алексея Мечева спрсила у него, почему пасхальная радость как-то "не доходит", почему скучается о Страстной? Отец Алексей ей ответил, что это из-за того, что Пасха - это райский праздник, а мы до него духовно не доросли. Нам ближе покаяние.
Я, конечно, всё понимаю, слова глубокие, мысль умная, всё такое. Но мне кажется, у большинства из нас всё гораздо прозаичнее. До Пасхи была цель, а теперь эта цель достигнута - всё.

У меня есть несколько "рецептов", что сделать с собой, чтобы не потерять то драгоценное, что было приобретено за долгий пост - и в то же время не пытаться вернуть этот самый пост.

1. Ходить на службы



Во время поста огромное количество служб. И литургия Преждеосвященных Даров, и обычные литургии, и вечерние богослужения, и канон Андрея Критского, и часы... А уж Страстная неделя так и вообще насыщена по самое не могу. И когда мы переваливаем за Пасху, то подсознание решает: пора отдохнуть. Можно ближайшее время не ходить на службы, не бывать на исповеди, не причащаться. Так вот: именно поэтому, в частности, после Пасхи скучаешь по Страстной. Кажется, что тогда Бог был рядом - так ёлы-палы, тогда ты сам был рядом с Богом, а сейчас решил отдохнуть от Его присутствия. И ещё жалуешься.
А если серьёзно, пасхальные богослужения не менее насыщены и важны, чем богослужения Страстной. Один ежедневный крестный ход на Светлой чего стоит. Я вот думала: пойду в субботу, не буду на неделе выбираться. Но потом так жаль стало пропустить такое событие, что пошла в среду - и не пожалела!)

2. Не сбавлять молитвенного темпа



Вы же знаете, что на Светлой мы не читаем обычных молитв, ограничиваясь часами святой Пасхи? Тогда вы наверняка знаете, что эти часы читаются за 3 минуты. В отличие от стабильных получаса утренних и вечерних молитв и ещё дофигищу времени при подготовке к причастию. Это расхолаживает, вот правда. И возвращаться потом к длительным молитвам очень сложно.
Я для себя решила этот вопрос так: после часов читать Пасхальный канон. Он довольно большой, и в то же время совсем особенный. И это помогает не сбавлять молитвенного темпа, "не терять формы". По крайней мере, сразу...
А ещё у меня есть привычка подбирать песни в стиле молитв. Например, песни группы Casting Crowns. Слушаешь и молишься))

3. Почаще смотреть на распятие



Это отрезвляет. Почему-то на Страстной мы активно помним о том, что Бог прошёл через казнь, через предательство, боль и смерть, а как только наступает Пасха, у нас сплошное "Христос воскресе" в уме - в отрыве от контекста. Хотя даже в тексте молитв постоянно напоминается: Он же не просто так воскрес. Он сперва умер.
Когда мне становится скучно на Светлой (да-да, признаюсь в страшном), я смотрю на распятие и понимаю, что не имею ни малейшего права на какие бы то ни было претензии. Просто нельзя воспринимать Пасху в отрыве от Страстной. Только глядя на раны от гвоздей, только памятуя о Кресте можно понимать и воспринимать Пасху.

4. Отдавать Богу время



Неважно, что это будет. Вы можете писать рассказы или рисовать картины, слушать музыку или гулять по городу, поливать цветы или создавать картинки с цитатами из Библии - важно, чтобы это время вы отдавали Богу. Главное в этот момент осознавать, что вы перед Богом, с Ним и для Него.
Это, опять таки, своеобразный противовес тому, что мы обычно делаем посла Пасхи. Если во время поста вся наша жизнь построена так, чтобы напоминать о Боге и о том, что мы под Ним ходим, то после Пасхи все ограничения снимаются - и мы резко всё забываем. Окунаемся в мир. Так вот нужно придумать непостные активности, которые бы помогли нам оставаться столь же бдительными, столь же осознающими, что Бог - рядом. Всегда.

5. Продолжать поститься



Странно звучит, и тем не менее. Вот вы можете себе представить, что в монастыре внезапно на Пасху стали есть мясо? Я не очень (кстати, а как на самом деле дела обстоят?). Мне кажется, с окончанием Великого поста снимаются многие ограничания - но не обязательно снимать все. Можно ограничить себя в количестве, можно не забывать, что есть всё и обжираться - разные вещи.
Бдительное отношение к тому, что мы едим, никогда не мешает духовной жизни.

6. Coffee with Jesus



Та самая протестантская мода, которую я активно хотела бы видеть в нашей среде. Когда сидишь и читаешь Библию за чашечкой кофе. С карандашом в руках. Почему с карандашом? А знаете, сколько всего нового замечаешь, когда держишь наготове карандашик для того, чтобы подчеркнуть или подписать пришедшие мысли?
Евангелие - это, несомненно, священная книга. Это книга, в которой очень много метафор, скрытых притч и смыслов, возможных толкований - но она далеко не ограничивается этим. Нельзя читать Евангелие только с комментариями святых отцов, оно умирает от такого подхода! Евангелие - это живая книга о реальных событиях, а не сборник иносказаний. Как псалмы Давида, разумеется, скрытые пророчества - но когда Давид их писал и пел, он писал и пел обычные молитвы про здесь и сейчас. Он говорил, что думал, и думал, что говорил. То, что они оказались ещё и пророчествами - это Господень промысел и очередной повод восхвалить Его. И то же самое с Евангелием.
Иногда нужно читать просто то, что написано. И представлять, как оно было. Каждый шаг Спасителя, Господа и Творца по земле.

Когда как не теперь?)
Кофе - чудесная же идея!
Вот когда я себя грызу, что кофе вредно, что столько кофе вредно: можно просто сесть и выпить этот кофе с пользой, раз уж не могу не пить!!!
Хохо!
А я вот не могу читать с комментариями. Для меня это мои личные тайна и квест - влезть в смыслы и расшифровать так и сяк. Мне толкования убивают интригу, пусть это и ужасно звучит :) я в толкования хожу только когда сама ну совсем никак, или когда чувствую, что не могу ребенку обьяснить - тогда ищу хорошие формулировки.
Я вообще не могу читать с комментариями святых отцов. Единственный комментарий, который мне пришёлся по душе - это комментарий англиканца Тома Райта. Советую, если встретится. Очень человеческий, добрый, для мирянина)
В этом отличие комментариев святых отцов: они написаны монахами и для монахов. А если я не монах, мне остаётся только кусать локти, что караул, не спастись ваще никогда и не вкурить глубинного смысла бытия.
Не люблю.
В монастыре на Пасху мясо не едят ) Монахам мясо вообще никогда нельзя ))) Не положено
По Правилу скучаю уже!Среди дня Символ Веры несколько раз ,Христос Воскресе.... уже легче.
Юля, хорошие советы! Спасибо. Вернулась из поездки, надо завтра постараться пойти в храм. Детей в школу отведу, и время есть свободное ))
Про пост после поста - реально работает! Особенно если ограничения зависят не только от тебя, а еще и от обстоятельств.
Например, вынужденное ограничение на мелкие расходы, действительно, добавляет радости в жизни. Потому что выживание - это, как ни странно, веселый и вдохновляющий спорт. Как свежий ветер в лицо.
А я в восторге от того, что Пасхальные часы читаются за три минуты:), жаль, что Светлая Седмица уже закончилась. Мне кажется, молитвенное правило так и должно приносить удовольствие и радость от прочтения, в идеале. А не как у меня обычно - с ног вечером валишься, глаза закрываются, и, ох, еще вечерние молитвы читать... Вот эти три минуты я могу молиться. 20 минут - это уже механическое вычитывание.