writing

The Young Pope

Фильмы и тем более сериалы редко оказываются в моём поле зрения. Но так сложилось, что творение Паоло Соррентино преследовало меня несколько месяцев, и в канун Пасхи я сдалась. Трое суток, 10 часов просмотра (10 серий), некоторое количество впечатлений прилагается.

Не жалею, что потратила эти 10 часов. Фильм не развлекает бездумно. Он задаёт вопросы, предлагает образы и ситуации на подумать, давит на больные точки, позволяет заглянуть в себя.

Сначала поговорю о форме.
Снято с определённой долей изысканности. То количество обзоров и разборов деталей, которое сейчас сопровождает сериал, - безапелляционное свидетельство сложности и насыщенности фильма символикой. Создатели фильма явно заморочились с аутентичностью католического мира. Мне было любопытно почитать разборы, я плохо разбираюсь в истории католической Церкви. Например, судьба папской митры и гербов с этой митрой была откровением. Разборы в принципе читать интересно, игра в символы и с символами, в метафоры и с метафорами расширяет границы и добавляет фильму пространства и реальности.
Много наслаждения видами Ватикана, даже если это и макеты. Италии не бывает много.
Тонкий юмор, детективные заходы, изящность вплетения эротики (хотя, на мой вкус, её многовато - но я не итальянка).
Майку сестры Мэри уже обсудили со всеми, кто смотрел - кажется, это едва ли не самая говорящая деталь фильма :)
Ещё из деталей.
Мне понравилось сочетание видеоряда и музыки. Со вкусом сделали, причём со вкусом, близким к моему, что, конечно, доставляет удовольствие :)
Позабавило, что Папу Пия играет актёр по имени Иуда (Jude). Интересно, это принимали во внимание или просто очередное значимое совпадение во имя Господне?
И в отдельности я благодарю фильм за знакомство со святой Хуаной Фернандес-и-Солар и её словами: всё, что мы можем оставить на земле после себя - это запах добра. Надеюсь, она действительно так говорила.

Про форму подробнее уже написали и культурологи, и историки, и все, кто только можно, поэтому я только ругнусь на особенно задевшее.

Ложкой дёгтя стал для меня один момент в самом начале 10 серии, который подпортил впечатление и заставил усомниться в профессионализме создателей сериала.
Этот момент - встреча Папы Пия XIII и "Московского патриарха".
Во-первых, Патриарх Московский и всея Руси. Православный Патриарх. Патриарх РПЦ. Но не просто "московский". Ладно, оговорка для скорости.
Во-вторых, одежда.
В сериале:


Для сравнения:


Даже если вычесть посох, не сходится, никак.

В-третьих, формат встречи.
Патриарх не кардинал, не монах католического ордена и не премьер-министр, чтобы приезжать в Ватикан на поклон Папе. Несколько вечерних минут в кабинете, без сопровождающих, без освещения события в прессе, без интереса к событию?
Как вы помните, встреча Папы Франциска и Патриарха Кирилла была в Гаване, столице Кубы. Это нейтральная территория, а событие было названо историческим, крайне значимым для христианских церквей.
Как бы там по сценарию Папа Пий ни скрывался от журналистов, настолько пренебрежительный фактологический и дипломатический ляп для меня - свидетельство неуважения или намеренного стремления унизить. Что не говорит об авторах ничего хорошего.

Сожалею, что такой проходной эпизод серьёзно понизил качество фильма в моих глазах. На впечатление от сюжета он, впрочем, не повлиял. Как мы помним, Толкин критиковал Льюиса за халатное отношение к проработке детализации Нарнии. Как можно так поверхностно относиться к целому миру? - вопрошал Джон Роналд Руэл, дописывая третью модификацию эльфийской грамматики. Да запросто, - ответствовал Льюис, смакуя описание завтрака детей в гостях у нарнийских зверей.
У каждого свой подход к проработке творческих миров, и моя любовь к непротиворечивости и качественности не отменяет любви к Главной Линии.

Какой же видится мне главная линия?
История сироты. Человека, который, мечтая о нужности собственным родителям, творит чудеса, делает невозможное, готов на всё. Это ужасно грустная, на разрыв грустная для меня история. Есть скромное подозрение, что отражение, отблеск такого сироты есть так или иначе в каждом из нас и слёзы, и боль в сердце, которой завершается 10 серия, - это близко и понятно на каком-то глубоком подсознательном уровне.
Отношения с Отцом начинаются с отношений в семье.
Церковь женского рода, - говорит в самом начале кардинал Анджело Войелло. И он прав, потому что отношения с Церковью начинаются с отношений с матерью.
Неуклонная жажда материнской любви и отцовской поддержки преследует Ленни. Он пытается опереться на наставника, Спенсера, и дополучить любви от сестры Мэри, но не получается. Она сама сирота, она может любить, но она сестра, а не мать. Если слепой будет вести слепого, то оба упадут в яму (Мф 15:14). Ребёнка бросили, без объяснений, без весточки. И ничто так просто не может компенсировать это чувство брошенности и ненужности тем, кто был для тебя богами. Как уж тут с такой личной историей верить в любящего заботливого Бога.

А отношения с Богом в истории - особняком.
Главный герой, на постере сериала изображённый выходящим из крестильного бассейна-купели, может быть Ленни, слабым, прячущим свои сомнения и боль за диктаторством и деспотизмом. А может быть Папой Пием, который способен молитвой исцелить и низвергнуть. Моменты связи с Господом слабо зависят от того, что человек думает, чувствует и хочет.
Они зависят от того, насколько человек способен сдаться Богу. Отдать себя в Его руки, сказать: я могу быть полезен Тебе.
А после полагаться на себя - больше, чем на что бы то ни было. Об этом говорят собравшиеся в кабинете Папы Пия духи умерших пап под предводительством похожего на Санта-Клауса, я так понимаю, Петра.
Мне установка напомнила слова, автора которых так и не удалось найти: "Молись так, словно все зависит от Бога. Действуй так, словно все зависит только от тебя".
История, рассказанная Соррентино, - это история человека-перед-людьми и человека-перед-Богом. Фактически, это две разных истории, которые, в силу законов мироздания, сплелись в одну
для создания прекрасного.
спасибо за пост ;) меня сериал очень зацепил в хорошем смысле, впечатление в целом похожее на то, что ты написала. но эпизод с "патриархом московским" не резанул так сильно, точнее, вообще никак не резанул, и мне кажется, создатели не имели ввиду намеренного унижения или оскорбления; скорее хотели показать образ некой "сферической в вакууме" восточной церкви, про которую герои сериала и условно представители западного/католического мира имеют очень слабое представление и еще меньше интереса. поэтому и образ "патриарха" намеренно условный.
Спасибо за отклик)
Да, мне уже рассказали, что там с католическим миром не меньше условных нарушений ))) Хотя резануло меня знатно. Сама не ожидала.

Но в целом фильм очень понравился.
мне просто тема православной церковной иерархии скорее неприятна. а католические фишки приятны и мимими, потому что я себя к католикам не отношу и смотрю отстраненно. поэтому мне забавно и интересно наблюдать за облачением папы Пия/Ленни и выездом на носилках перед кардиналами, и прочими танцами с бубном вокруг священного статуса иерархов "там" - я не отношусь к этому всерьез, не вопрошаю "а где тут Евангелие" и прочее. а когда "у нас", то мне как раз режет глаз и пышность облачений, и обращений, и весь этот пафос. и нападки на этот пафос в сериале мне, вероятно, поэтому не вызывают отторжения. т.к. я не принимаю их всерьез "на наш счет", т.е. на счет моей веры и моей религиозной/культурной идентичности тоже. смешная вещь восприятие :)
:)) Забавно) У меня это как-то иначе, но пока не формулируется))