расти духовно

Кто кого красит

Этот пост запоздал примерно месяцев на 8, но оно и хорошо. Есть шанс, что будет кратко и без излишеств.

Когда человек идёт учиться в вуз, он идёт туда не всегда за знаниями. Часто он идёт за образом мышления и, как следствие, определённым восприятием жизни.

Учась в группе «Психология», я часто поглядываю на коллег из группы «Клиническая психология» и вспоминаю о взаимной раскраске места человеком и человека местом. Да, факультет клинической психологии оседает на восприятии привычками ставить диагнозы, перечислять симптомы, причислять к категориям и выявлять патологии. Но люди, пришедшие на этот факультет, пришли туда не просто так. А потому что где-то внутри них есть потребность ставить диагнозы, перечислять симптомы и выявлять патологии. Особенно выявлять патологии, конечно.

К этому чаще всего неизбежно прилагается отстранённое восприятие человека. Человек как набор симптомов. Человек как воплощение акцентуаций. Человек как непоставленный диагноз.
Но не личность. Не живое существо, не вечный человек.

Нужно иметь огромную какую-то душу, дар, опыт, чтобы совмещать клиническое восприятие и осознание глубины, широты, невероятности и трепетной хрупкости той личности (особенно с патологиями и акцентуациями), которая перед тобой.
Это тоже нужно формировать.

И я убеждена, что психолог, восприятие которого ограничивается постановкой диагнозов и выявлением симптомов, – плохой психолог. Умение слышать другого, чувствовать и признавать его присутствие, быть с ним в контакте – это основа. Это зачастую исцеляет сильнее любых антидепрессантов.

Это есть в воздухе моего института, только вдохни! Но это ведь надо вдохнуть. А быть в контакте с другим страшно. Ставить диагнозы с экспертной позиции и проще, и приятнее.
Грустно.

Место определённо меняет человека. Но и человек приходит в это место не просто так. И это тоже – про контакт :)

А картинка от прекрасной natka_fox, специально для этой заметки.