christian

Что нынче в православном топе подкастов

По работе сейчас есть у меня довольно объёмная и очень механическая задачка. Чтобы было попроще, решила занять мозг прослушиванием подкастов. Давно не слушала ничего из уст представителей Церкви, загрузила крайний подкаст из блога протоиерея Дмитрия Смирнова. Никогда о таком не слышала, а тут он в топе религиозных подкастов.

Проповедь о Сергии Радонежском, моём любимом православном святом.
Ну, несколько аллюзий в духе "даже и не знаю, когда хуже жить: тогда или сейчас" я проглотила. Но дальше было вот что. Ведя речь о том, как Сергий Радонежский ушёл в уединение, отец Дмитрий говорит:
— Мне иногда самому хочется куда-то уйти, тем более сейчас мест много, где можно смыться. Потому что… чё-то всё, что здесь происходит, как-то бесполезно. Люди не понимают самых простых вещей, сделать ничего не могут, жизнь совершенно собачья, подлая, несправедливая. И… порядка нет. Сильные мира сего вместо того, чтобы защищать, обижают слабых. И в общем как-то… порой даже сделать ничего нельзя, это очень трудно, что-либо изменить.
Дальше идёт рассуждение о том, как там, наверху, проворовались, и о том, сколько нужно человеку золотых часов.

Мне сразу хочется задать много вопросов. Очень много вопросов.

Например, о том, что уходить в затвор имеет смысл к Богу, а не от мира. Что святой — он святой всюду: и в мире, и в затворе, и у него с этим нет внутреннего конфликта. А если считаешь жизнь собачьей, а всех кругом грешниками, а зато себя готовым пойти по стопам святых, то давно ли перечитывал Евангелие, те стихи, которые начинаются со слов: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!"
И если у тебя священнический сан, который, к тому же, начинается с приставки "прото" (и это не протоплазма, между прочим), то не в твоей ли зоне ответственности людям — объяснять, слабых — защищать, жизнь — менять к лучшему своим собственным примером и существованием, нет?

Меня изумляет эта пораженческая позиция жертвы, это нытьё и стоны — да ещё и с амвона: "Ах, как хорошо было раньше, при святой Руси, а теперь империя развалилась, люди стали все плохие, святые кончились, невозможно работать".
Да не было никогда лучше. Жизнь никогда не была справедливой и идеальной, люди — понятливыми и удобными, а "всё, что здесь происходит" само собой не становилось полезным.
Просто святым всегда было светло и радостно, а сдавшимся — всегда тошно и страшно.

Но это ладно. Такие стоны ведь тоже были всегда. Всегда найдутся те, кому удобнее обвинять время, чем брать и делать.
Вопрос оставляю только один.
Какого альдебарана вот это, не имеющее ни малейшего отношения к христианству, — в топе православных подкастов?!

В таком направлении психотерапии как бодинамика есть понимание, что с пренатального периода до подросткового возраста у человека должно пройти освоение 7 тем. Например, тема способности понимать, чего ты хочешь, а чего нет, способности проявлять инициативу, способность адекватно воспринимать свою половую принадлежность, способность быть в коллективе.
Если тему не было шансов усвоить, то формируется ранняя структура характера по этой теме. Если тему начал усваивать, но не смог довести освоение до конца — поздняя структура.
Примерно с 2 до 4 лет осваивается тема, которая потом формирует структуру воли. Если тема усваивается, то ребёнок научается планировать и расставлять приоритеты, добиваться своих целей, чувствовать себя компетентным, умелым.
Ранняя структура воли пропитана чувством вины. Человек постоянно чувствует себя виноватым и пытается выпросить прощения.
Поздняя структура воли никогда себя виноватой не считает. Виноваты всегда другие, поэтому человек с поздней структурой всегда уверен в своей правоте и спокойно осуждает окружающих.

Такого рода проповеди, как у отца Дмитрия, мощно воздействуют на структуру воли.
Люди, у которых сформировалась ранняя структура воли, склонная к самообвинениям, ловят этот триггер примерно так.
Церковь учит, что святые называли себя великими грешниками. Батюшка говорит, что мир погряз во грехе. Бедный я человек, я грешнее всех, пойду перестану есть по пятницам и буду делать только то, что разрешено официальной позицией Церкви. Стану грызть себя за каждый поступок, который Церковь называет грехом и гордиться тем, как я несу свой крест.
Отсюда получаем толпы несчастных женщин и горстку мужчин с грустным опущенным взглядом, ходят медленно, голову вжимают в плечи, боятся всего на свете, винят себя во всех грехах мира, но при этом гордо оправдываются тем, как они стойко выносят всё это.

Поздняя структура воли эту проповедь на свой, конечно, счёт ни за что не воспримет. Эта структура характера склонна обвинять других, но никак не себя. Поэтому такие слушатели начертят слова обличения, сказанные батюшкой, на своих стягах и хоругвях. И понесут дальше, по примеру проповедника, в полной уверенности в своей особенности и отделённости от греховного мира.

Конечно, будут и те, кто просто пройдёт мимо. Но, сами понимаете, в процентном соотношении людей, у которых сформировалась в детстве или была восстановлена во взрослом возрасте здоровая структура воли, сильно меньше.

Таким образом, проповедь отца Дмитрия не помогает прихожанам избавиться от своих проблем, а только усугубляет их. Потому что она поддерживает знакомые способы реагирования, не освобождая от них добротой, принятием и честностью, а добавляя пресловутых триггеров.


Понятно, конечно, что такие проповеди обусловлены временем, в которое жил отец Дмитрий, и социумом, в котором он формировался.
Но по большому счёту то, что подобные вещи поддерживаются, пиарятся и выходят в топ — безответственность и дикость. Искалеченные судьбы сотен и тысяч людей. Вместо того, чтобы нести свет Христов, несут какую-то отсталую лет на триста ахинею.

Что считать себя кругом правым, что быть уверенным в собственной тотальной греховности, — достаточно печальные позиции. Потому что это, опять-таки, не про Христа, не про христианство и не про то, о чём светились святые.
Ведь Христос со святыми — про любовь.
Как ты замечательно разложила по полочкам, теперь я знаю почему испытываю постоянную вину за все.
Чувство вины, к слову, не имеет отношения к покаянию. А вот к унынию - имеет. Являясь одной из его причин.
До тех пор, пока я не стала на проповеди выходить в коридор или мысленно читать стихи, тоже все время слышала: как хорошо было до революции, и как мы, люди, все испортили...
Офф:
Вообще не в тему, но какое чудо щас лентой принесло... ))

Bath Abbey, Somerset
Совершенно однозначно: чудо! Спасибо, что поделилась!

О, поняла, о чем. Это отец суров и странен

Странно, что это странное выбивается в топ.
он действительно популярен, и меня это тоже изумляет.
его многие любят. даже те, кого я уважаю и знаю, как умных
я тоже люблю сочетать монотонную работу с прослушиванием аудиокниг, лекций и подкастов. в последнее время наконец послушала лекции Натальи Скуратовской про психологические манипуляции в церкви, расцерковление и прочие животрепещущие вопросы. она психолог, и православная, и очень здравый человек, а тебе, наверное, будет особенно интересно, т.к. твой профиль :)
Да, однозначно будет!
А где можно её лекции найти?
на youtube все выложено, я прямо оттуда смотрела.
она вела серию лекций в лектории на предании, там тоже есть. еще есть у нее цикл бесед на видоеблоге Киберпоп, хороший такой батюшка кстати его ведет :)
Я смотрю и очень сильно радуюсь))
Благодарю тебя! Спасибо, что рассказала! Откуда о ней узнала?
Слушай, как её на Предание пустили?
на предании, на самом деле, довольно пестрая подборка авторов. особенно в лектории. про Скуратовскую, кажется, из фейсбука узнала - но не помню, чьего именно, репостили как раз эту лекцию про манипуляции, но у нее много разного.
кстати, из неправославных, еще радуюсь на англоязычные подкасты RobCast (автор Rob Bell) и Catholic Stuff You Should Know (очень бодрая тусовка молодых американских католических священников). для контраста особенно интересно слушать, совсем иная подача материала, как минимум :)