Юлия Гайдыдей (odojdi) wrote,
Юлия Гайдыдей
odojdi

Category:

Официально разрешается ждать Рождество!


Cлавлю Тебя, Отче, Господи неба и земли,
что Ты утаил сие от мудрых и разумных
и открыл то младенцам.

Мф 11:25

- Батюшка! А если я пожертвую миллион долларов
на твой храм, меня Бог в рай пустит?
- Хм... ну гарантировать я тебе этого не могу,
но попробовать стоит.

Православный анекдот.



Вот и настало это удивительное, совершенно особое время: ожидание Рождества.

Католики встретили Адвент, у православных начинается Рождественский пост.
Витрины магазинов уже вполне ожидаемо украсились ёлками, лампочками и всякой прочей праздничной мишурой, намекая на скорое веселье.
Адвент - вполне понятное время. Радостное ожидание прихода в мир Спасителя.
Но вот почему пост?


Исторические слухи.
Рождественский пост изначально длился всего неделю перед непосредственно праздником. Потом он удлиннился до сорока дней - но только для монахов. Миряне возмутились: а мы что, не христиане что ли? Почему монахам можно, а нам нельзя? Чем они так уж принципиально отличаются от нас? Нам тоже хочется! И сорокадневный пост стал всеобщим.
В эти всё больше и больше светлеющие дни мы не просто ожидаем праздник. Мы пытаемся хотя бы чуть-чуть подготовить свои души к приходу в мир Господа. Как-то изменить свою жизнь, чтобы самому измениться к лучшему.



А смысл.
На первый взгляд христиане представляются эдакими садомазохистами, знающими толк в извращениях. И что они только не делают, чтобы героически что-нибудь преодолеть: и часами под дождём стоят в очередях к мощам и святыням, и мясо не едят месяцами, и в самых простых (и не в самых тоже) радостях себе отказывают!.. Да зачем? Ребята, забейте вы, живите как нормальные люди!
Нет. Год за годом одно и то же. Так почему же всё так сложно и запутано?
Пришла зима, организму надо побольше энергии и положительных эмоций, а тут пост, тоска зелёная.

А это ведь на самом деле очень трогательное время.
По сути пост - это такая слабая попытка грешной человеческой души исподлобья стыдливо глянуть в глаза Господу, вспомнить о том, как на самом деле мы могли бы жить, если бы не ленились и не боялись быть такими, какими созданы - искренними, открытыми, неравнодушными, - поразиться красоте этого образа и по-детски упрямо попытаться такими стать.


По-детски. Рождественское время вообще принято считать временем детства, и это очень здорово. Дети, конечно же, бывают самыми разными. Но именно в детстве мы умеем быть искренними и открытыми, потом это умение теряется. Нас бьют и обижают, мы запоминаем и обрастаем панцирем. Мы узнаём горе и учимся держаться от него подальше. А чтобы нас поменьше коснулось всё, что может нарушить душевный покой, надо потуже затянуть ремни на бронежилете, надвинуть на глаза широкополую шляпу, тревожно зыркая из-под неё если вам не смешно, то попробуйте себе это вообразить, а ведь так мы и ходим, не забавно ли? и подозревать всех во всем. Если человек сделал что-то подозрительное, ему уже нельзя доверять. Если не сделал, значит, обязательно сделает.
Как же безжалостно заповеди Христа взрывают весь этот по-немецки аккуратно и надёжно уложенный асфальт равнодушия и бережливости себя!


Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. (Мф 5:43-45)
Люби ближнего твоего, как самого себя. (Мф 19:19) - хотя бы как самого себя! И не надо ёрничать, что мы себя не любим. Любим. У тех, кто себя и впрямь не столь любит, святость в глазах. Подобные же отговорки - это слабость сердца, которое боится признаться самому себе, что оно слабое.
И кульминация:
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. (Ин 15:13)
Да любите друг друга, как Я возлюбил вас. (Ин 15:12)

В нескольких фразах - разрушение уютного мира, выстроенного и обустроенного. Бросить всё и попытаться жить так, чтобы главным стала любовь к ближнему - и к Богу, потому что без последней первая всегда становится слегка кособокой: сложно полюбить того, к кому питаешь неприязнь. Такую любовь может дать только Он. Но принять её - это подписать себе приговор! Это значит, что если понадобится отказаться от чего-то своего, надо будет отказаться. Что если надо будет смириться с отсутствием (или наоборот, наличием) чего-то, придётся смириться. А это так неимоверно сложно!

И пост, особенно Рождественский, - это такой совершенно нелогичный порыв: Господи, это трудно, Господи, я не справлюсь с этим, но мне так хочется! Мне хочется стать светлым, хотя это больно. Но разве не больнее жить и понимать, что живёшь неправильно? Осуждать себя и не пытаться что-то изменить? Мне страшно делать этот шаг, но я верю, что всё будет хорошо.
Ведь Ты сказал: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей. (Ин 15:10) И ещё сказал: иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф 11:30). Это так просто и так верно.



И поэтому перед этим тихим, переломным праздником начала новой эры как-то само собой хочется изменить привычное течение жизни. Притормозить нанемного. Расставить акценты. И попробовать хотя бы не целиком и полностью, а слегка перемениться. Всмотреться в себя и понять: а что именно я могу вот прямо сейчас, в этот период жизни, в себе изменить? Может, я могу кому-то помочь? Отдать время, силы, поделиться радостью, спокойно принять то, что не мог принять раньше...
Вот именно сейчас. Именно я.

И что?
Рождественские рассказы - это всегда рассказы о несчастных детишках или бедных людях, которым вдруг кто-то помогает, или же никто не помогает, но зато является Сам Господь. Рассказы всегда трогательные, немножко наивные и детские - даже те, которые взрослые.
Ожидание Рождества - это именно такое время: трогательное, беззащитное, нелогичное и, да, детское.

Поэтому когда ещё, как не сейчас?)

В защиту диеты.
Ну разве я могу не сказать ни слова о правильном питании в пост?)))
Фраза: "Всё ешь, людей не ешь", - стала уже какой-то замусоленной отговоркой, опять-таки, ленивых сердец, от них же первый есмь аз.
Ещё пару лет назад имело смысл кричать на всех углах о том, что питание не является главным в христианских постах. Но новое поколение худо-бедно подросло, и пора уже говорить об обратном: питание не главное, но таки ж важно!
Да, конечно, Богу всё равно, что лежит у меня в тарелке, Он ещё Петра отчитывал за то, что тот отказывался от "нечистой" еды*.
Да, конечно, всё ешь, людей не ешь.
Да, конечно, поститься должна в первую очередь душа.

Но.

Во-первых, умные люди, они же святые отцы (кому как больше нравится), говорили, что пост телесный помогает собрать мысли и силы. Когда телу дают понять, что не оно тут главное, когда его держат, пардон за каламбур, в чёрном теле, становится легче жить светлее. Ну, и молиться тоже, да.

Во-вторых, те же святые отцы советовали делать так: за счёт постной еды, которая всяко должна быть дешевле обычной (иначе смысл такого поста?), выделять деньги на то, чтобы помогать тем, кому это нужно. Чисто практическая сторона. Очень удобно, между прочим.

Ну и наконец. Если первое всё-таки больше о тех, кто серьёзно постится духовно, у кого нет опасности начать терять от голода сознание на лекциях или на работе, второе - о тех, у кого есть деньги (хе-хе), то для таких, как я, пост как диета - это тоже такой своеобразный жест детского упрямства.
Господи, я не могу сделать во имя Твоё чего-то особенного: уйти в монастырь, стать второй матерью Терезой, да даже отдавать себя без остатка тем, кому это нужно, - мне нужно сейчас учиться ради благополучия тех людей, которые для меня ближние**. Но я тоже хочу сделать хотя бы что-то. И поэтому я за послушание своей (Твоей!) Церкви буду поститься хотя бы так, криво, косо, как смогу. Вдруг этот жест не будет напрасным и поможет мне в Твоих делах?
В любом случае, попробовать стоит))

Ну что, поехали?


Итак, пошёл обратный отсчёт.
До Рождества ещё больше месяца. До момента, когда на службах начинают петь рождественские, особые, светящиеся молитвы, тоже ещё долго.
Ещё можно успеть... ещё можно столько всего успеть!
Главное захотеть и постараться.
Счастливого Адвента и радостного, плодотворного Рождественского поста!

__________________________________________
* Деяния 10:9-15
** Лука 10:29-37


Tags: Neděle, mia scrittura, religing, музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments