religion

Мы такие разные - и всё-таки мы вместе

Иногда просто мозг выносит: хочешь быть хорошим, а не можешь. Не получается. Как будто быть хорошим тебе просто не дано.
А может, понятие хорошести просто немного шире, чем тебе кажется?

Бог живет в тебе, Бог — это ты, такая, какая есть. Ему неинтересно смотреть, как ты пытаешься изображать из себя кого-то другого, кто, по твоему мнению, соответствует идиотским представлениям о том, как должна выглядеть и вести себя высокодуховная личность. Всем нам почему-то кажется, что, чтобы стать просветленными, необходимо внести массивные, драматические изменения в свою личность, отречься от собственной индивидуальности. Это классический пример того, что на Востоке называют ложным мнением. Свамиджи говорил, что недовольные собой каждый день находят что-то новое, что им хотелось бы изменить, однако обычно это приводит не к умиротворению, а к депрессии.
Элизабет Гилберт "Ешь. Молись. Люби"

Любить – видеть человека таким,
каким его задумал Бог...

Марина Цветаева

Знаете - не в тему, но все же в тему - что такое рай в одном из моих теологуменских пониманий? Осознать себя, как будто проснуться и осознать себя в этом свете, тепле, радости и любви, ощутить себя по-настоящему, вдруг понять - каким ты был задуман и как прекрасен этот замысел Божий о тебе... увидеть Вселенную, которая на самом деле дарована Богом тебе и для тебя, а не ты перед ней - жалкий, маленький червяк... задохнуться от того, что ты - есть! - обернуться и увидеть Его.
А Он просто стоит и смотрит, как ты задыхаешься и смеешься,
и плачешь от счастья обретения себя.
И счастье в Его глазах превосходит твое счастье.

la_cruz Великий пост. Погружение без акваланга

Мамы разные нужны,
Мамы разные важны.

С. Михалков





Когда читаешь Евангелие, невольно бросается в глаза, насколько разные люди писали их. Обстоятельный подробный Лука, создавший целый роман в письмах достопочтенному Феофилу, - и краткий чуть ли не до сокращений в словах Марк. Так и видится, как он урывками записывал за стремительным Петром (кр сестр тал). Аккуратный практичный Матфей и глубоко мистический Иоанн. А послания апостолов? Ироничный Иаков, конкретный Иуда, воинственный и категоричный философский Павел...
Но все они были едины в одном: они были учениками Христа.

Как же часто у нас сегодня там и тут разгораются богословские споры между единоверцами! А причина этих споров заключается в забвении простой истины, сформулированной блаженным Августином: "В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь". Не может, ну не может быть единства во всем. И, что самое интересное, не должно.

Господь сотворил людей разными. В этом Его дар, в этом наше счастье. Мир клонов скучен. Однообразие убивает.
Но раз за разом встречается у людей одна и та же ошибка.
Человеку с детства прививают какие-то идеалы. Он смотрит вокруг и видит: какие-то люди ему нравятся, какие-то нет. Так, из воспитания и личного опыта, формируются жизненные идеалы и ориентиры. И дальше капитально важно суметь не подменить понятия. Важно, чтобы ориентир не стал кумиром. Чтобы идеалы не сломали личность.
А ведь так бывает, и довольно часто.
Живёт человек и уверенно всем заявляет: обязательно нужно, чтобы после А следовало Б. И тут вдруг у него самого складывается ситуация с тем самым А. И он внезапно понимает, что, конечно, Б - это правильно, со всех сторон правильно, но он, конкретно этот человек, не может обеспечить это Б. Он может обеспечить только Ю. А ведь всегда, во всех своих рассуждениях человек этот был уверен, что именно Ю как раз и не должно после А следовать! Ни в коем случае!
И человек начинает тревожиться. Как же так. Несоответствие идеалам! Он не такой, каким должен быть. Начинает искать себе оправдания. Может даже найти единомышленников, которые тоже попали в похожую ситуацию и были вынуждены признать пресловутое Ю после А, З, Ш и даже - страшно сказать - после Й.
Но, несмотря на наличие друзей по несчастью, человек продолжает чувствовать алфавитный дискомфорт. Ведь основная масса тех, к которым он так хотел относить и себя, продолжают утверждать, что если после А следует что-либо, кроме Б, - это не просто не комильфо, но ещё и анафема да будет.
Ну вы понимаете, как это бывает в реальной жизни. Девушки в брюках, прорывающиеся в храм сквозь сомкнувшиеся ряды православных традиционалистов - один из самых попсовых примеров. Если ты не имеешь приход - ты не православный. Если ты веришь в эволюцию - ты не христианин. Если ты занимаешься сексом до брака - чувак, без шансов, тебе место в аду. Ты не осуждаешь аборты и смеешь сомневаться в решениях Вселенских Соборов? Ну тут вообще говорить не о чем.

Я привела церковные примеры, но сколько их таких за рамками религии.
Подростки, бросающиеся с крыш из-за того, что в классе кто-то богаче/умнее/популярнее их.
Взрослые, страдающие депрессией из-за отсутствия удовлетворения собственной жизнью.
Почему это происходит? Почему люди упорно идут понравившимся путём - даже не задумавшись: а их ли это путь?

Бог создал нас разными. Героиня фильма "Ешь. Молись. Люби" Лиз в результате долгих духовных поисков приходит к выводу: Богу не нужно, чтобы она ломала себя в угоду каких-то представлений о правильности. Богу нужна она - такая, какая есть. Не просто так ведь Он создал её - такой.
И это же настолько очевидно!

Мы любим людей не за их достижения. Точнее, за достижения тоже - но это не главное. Мы видим в них образ Божий, образ Любви как таковой. Любить - это видеть человека настоящим, без маски. Таким, каким его создал Бог.
А как можно любить человека, который бежит от себя? Который стремиться переиначить данное Богом, отречься от себя самого?
А разве можно полюбить самого себя, если ты себя потерял? Если ты - это плод тщетных усилий слепить из себя своё собственное представление об идеале? Идеал, может, и хорош, но что делать, если он не имеет ничего общего с тобой настоящим?
Человеку неуютно в шкуре этого идеала, человека гложат несоответствия. Здесь и чувство вины, и мысли о невозможности счастья - такого, каким человек себе его представляет, и страх, попытки убежать от самого себя куда угодно - только бы отпустило. Человек впадает в уныние - состояние души, - следствием которого является депрессия. Состояние и души, и тела.

А всё это чаще всего происходит из-за очень, казалось бы, благочестивого порыва: желания быть хорошим.
Просто тут есть одна маленькая поправка: чтобы быть хорошим, не обязательно не быть собой.

Вчера был совершенно удивительный праздник, Благовещение. День Девы Марии. Чистой, светлейшей, удивительной женщины. Она была настолько смиренна и свята, что удостоилась великой чести: стать Мамой нашего Господа.
Но есть и ещё одна Мария. Совершенно другая, духом и делом.
Это Мария Магдалена. Та сама, которую в католичестве считают покаявшейся проституткой. Православные на сей счёт не определились, т.к. в Библии нет конкретно этой истории, сказано только, что Иисус изгнал из Марии семь бесов. Но судя по всему, Мария Магдалена всё-таки не была святой изначально. Не было в ней ни тишины, ни спокойствия Девы Марии. Взбалмошная девушка, порывисто плачущая у гроба о любимом Учителе.
Но не Деве Марии, пречистой Матери, а именно ей, ярко пламенеющей Магдалене, первой является воскресший Христос.

Мы все разные. Кто-то воин по натуре, а кто-то миротворец. Кто-то умеет говорить, а кто-то слушать. И это совсем не значит, что кто-то лучше, а кто-то хуже!
Важнее всего не приблизиться как можно плотнее к навязанным обществом или кем-то ещё идеалам, - а найти себя. Познать себя. Понять замысел Господа о себе. И почувствовать самое настоящее счастье.
Ведь согласно концепции христианства, мы созданы для блаженства - не там, после смерти, а уже здесь и сейчас.
И разве это не счастье: понять, что всё! Не нужно больше себя ломать! Не нужно пытаться влезть в 35-й размер обуви со своим 40-м или наоборот, ковылять в 46-м. Можно и нужно жить, будучи собой.
Мы разные - и в этом тоже счастье. Однообразие лишает всякой радости. А одна из заповедей, которую Иисус постоянно повторяет - вплоть до Тайной Вечери, до кануна Своего распятия: "Радуйтесь!"

Мы добрались до середины поста: началась Крестопоклонная неделя.
В православных храмах из алтаря выносят крест и кладут на аналое посередине храма. Поётся песнь Честному Кресту:
Кресту Твоему поклоняемся Владыко,
и святое Воскресение Твое славим.

Господь шёл на крест - за всех. За тихих и шумных, за практиков и философов, за олухов и отличников, за добросовестных и безалаберных, за благодарных и легкомысленных - за всех. Потому что мы все дороги Ему, именно такие.
И теперь нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Он собрал под крыльями Своего креста всех - своей любовью. И здесь, у Его креста, не так уж принципиально, насколько и в чём мы разные, если мы едины в одном: в любви, которая есть Бог.
Вы пишете:
"Любить - это видеть человека настоящим, без маски. Таким, каким его создал Бог."
Что Вы здесь понимаете под словом "человек"?
Поясню. Я вижу два варианта:
1. человек = род человеческий
2. человек = некоторый конкретный человек
Человек всегда конкретен) Люди, безликая масса, - это слово чаще всего обозначает каких-то незнакомцев, от которых можно ожидать гадостей или, в лучшем случае, нейтральностей. А человек, каждый в отдельности, это образ Божий. Это глубина. В каждом, даже в убийце или душевнобольном живёт Его свет.
Я знаю это совершенно точно.
Именно поэтому "любить всех" так просто. "Я так люблю людей!" - слышится довольно часто. И тот же самый человек, который так любит всех, постоянно кричит на родственников, постоянно толкается в метро - от злости на "этих тупых черепах".
Потому что любить людей, всех, невозможно. Возможно только любить каждого человека, каждую личность.
Это сложно и долго, потому что требует всмотреться в человека. А вот этого мы не привыкли. Мы и в себя-то редко всматриваемся. Поэтому и себя любить не умеем))
Т.е. вариант 2 (индивидуум). Тогда что стоит за словами "Таким, каким его создал Бог"?
Бог, как индивидуумов, лично создал Адама, Еву. А остальных, которые были рождены другими людьми, в каком смысле он их "создал"?
Кто же, кто же это сказал в своё время... "Когда ты встретишься с Ним, сначала Он будет спрашивать тебя. Я потом, если ты сможешь ответить Ему, Он будет отвечать тебе".

Насколько я понимаю, создание новых людей - это своеобразное со-творчество людей и Бога) Подробнее рассказывать не берусь, одна из причин: пока не думала об этом.
Ох, спасибо за эту статью...
Как человек, полжизни пытающийся подогнать себя под чьи-то идеалы, скажу, что понять это на самом деле вовсе не просто и не очевидно. Подражать кому-то, кто кажется идеальным, легче, чем разбираться, каким задумал Господь. Ну и потом, не всегда же понятно, где собственная индивидуальность, а где уже неправильность...
Мне еще не очень понятно, мы же должны подражать Христу? Понятно, что полностью не получиться, но имея перед глазами такой пример, очень хочется тоже стать такой же)
А можно утащить статью к себе, пожалуйста?
А я всю жизнь пыталась. А месяцев 10 назад поняла, что больше не могу. Что больше нельзя. Что я совсем потеряла себя в попытках соответствовать идеалам моих родных.
И до сих пор не отлечилась до конца от этого. А между тем, это залог того, чтобы по-настоящему стать человеком, раскрыться, найти себя.

Подражать гораздо легче, чем искать самому, это да) Потому что пользоваться готовым проще, чем думать самостоятельно.
Что же касается подражания Христу... Смотри. Эта фраза весьма католична, поэтому обратимся именно к католической традиции. У католиков есть очень много орденов, идеей которых является подражание Христу. Но все эти ордена - разные. Есть францисканцы и бенедиктинцы, доминиканцы и вербисты... Все - разные. Хотя казалось бы)
Почему так происходит? Потому что сами люди разные. И они _могут_ подражать _по-разному_.
Может быть, кстати, система орденов так привлекательна: можно выбрать _своё_ - и, опять-таки, пользоваться чем-то уже созданным, чтобы развиваться самому. В православии сложнее. У нас нет орденов. У нас каждый сам за себя - и все мы со Христом. Зато у нас дофигища всяких группок людей: традиционалисты, модернисты, "розовые" (с девизами от Антония Сурожского и Симеона Нового Богослова), кочетковцы, а ещё откровенные дебоширы типа "за Русь православную мы будем бить морды всем" и так далее.
И в этой каше себя найти, с одной стороны, сложнее (стереотипами пользоваться сложно), а с другой стороны - проще (меньше шанса, что примешь что-то не своё). Но это - если захочешь думать и искать. Те, кто не хотят, чаще всего всё-таки присоединяются в какой-то неофициальной группе и принимают те идеалы, которые им навязывают.

Так что, подражать Христу, наверно, всё-таки сложно, но можно и нужно, да. И главное - причащаться почаще))

К себе - конечно, можно!)
Следование идеалам родных, самопеределывание под эти идеалы калечит и губит тебя.
Как и переделывание себя чтобы соответствовать ещё чьим-то идеалам.
Но почему тогда нужно переделывать себя под какие-то божественные идеалы, под соответствие им? Тот же самый процесс. При удачном прошествии по пути до конца --- те же калечные клоны.
В том-то всё и дело, что нет каких-то божественных идеалов, под которые необходимо себя переделывать. Если смотреть с христианской точки зрения, мы настоящие и так вполне божественно идеальны. Просто из-за того, что природа человека искалечена грехом, нам очень трудно докопаться до этого самого настоящего себя. Но это реально. А человек настоящий сам по себе свободен. Свободен, в том числе, от греха. То есть, фактически, те заповеди, которые даются Господом, выполняются легко, если человек стал самим собой.
Человек по сути своей _любит_ других людей. Но из-за того самого греха он начинает других людей бояться. А из этого страха проистекает масса различных грехов, может, я об этом напишу отдельно потом.То есть, становясь свободным от греха, приближаясь к настоящести себя, человек автоматически становится ближе к Богу. При этом он запросто может не верить в Бога, кстати. Но это уже отдельная тема.
Это если смотреть с христианской т.з. А если с неё не смотреть, то всё, мною написанное, я объяснить никак не смогу))
Спасибо) Да, у меня тоже было как-то так, и еще у ряда знакомых. Должно быть, проблема широко распространена. В моем случае все это было и осталось завязанным на "если я стану такой, меня будут любить")

Вот опять поняла, что в голове каша из разных ветвей христианства и так просто с этим не разобраться) Спасибо за разъяснение. Про современную ситуацию в православии я знаю совсем мало, но это очень интересно...
Вообще, есть о чем подумать)

Спасибо! ^_^
Рада, если получилось чуть-чуть разъяснить) Обращайся. С удовольствием порассказываю.
А ты сама куда больше склоняешься-то?

Кстати, да. Все наши глупости чаще всего основаны на страхе, что нас не будут любить. Потому что человеку любовь нужна, нужна, больше чем воздух.
Может, поэтому святые такие счастливые? Они твёрдо знают, что их любит Бог, Он любит их - и нас - а значит, мы никогда не будет обделены любовью. И сразу хочется ею делиться.
"Мы любим людей не за их достижения. Точнее, за достижения тоже - но это не главное. Мы видим в них образ Божий, образ Любви как таковой. Любить - это видеть человека настоящим, без маски. Таким, каким его создал Бог.
А как можно любить человека, который бежит от себя? Который стремиться переиначить данное Богом, отречься от себя самого?"

Верно ли я понимаю твою мысль, что наша любовь к (конкретным) людям --- это любовь к образу Божьему в них?
Можно ли любить людей, в которых нет образа Божьего? Или всех можно любить только в той мере, в какой в них этот образ присутствует?
Не получается ли в таком случае, что в людях мы всегда любим Бога? Т.е. мы не любим людей самих по себе (без Бога), но только как образ Божий, только Бога в них?
Образ Божий не есть Бог. Это раз.
Образ Божий есть ВО ВСЕХ людях. По умолчанию. Мы так созданы. Даже в самых распоследних негодяях образ Божий остаётся. Это не кольцо всевластия, его не потеряешь и в Ородруин не бросишь)
Чем... чем меньше человек позволяет себе быть образом Божиим, тем сложнее его любить. Как бы так объяснить...
Ну представь. Есть такая красивая глиняная оправа, а в ней магнит. Чем больше и сильнее магнит, тем сильнее он притягивает. Это - образ святого, человека, в котором преизобилует Любовь. А есть огромный глиняный брус и где-то в его складках затерялся маленький слабенький магнитик. Он и сам ни к кому не притягивается, и к нему никто не. Это - человек, разучившийся любить, заглушивший в себе образ Божий.

По крайней мере, так видится мне)
Образ Божий --- отпечаток, продолжение Бога, проявление Бога (как я понимаю; в каком-то смысле это и есть Бог --- в людях; если понимаешь иначе, то уточни, пожалуйста :) ).
Допустим, он есть во всех людях. Но попробуй представить человека, в котором его нет. Чисто теоретически. Такого человека-без-образа-божьего любить невозможно?
В предложенной тобой аналогии нас притягивает только магнит. И только магнит имеет значение, а вся глина не будет иметь для нас никакой самостоятельной ценности (притяжения), если магнит вынуть; эту глину, без магнита, можно отправить на помойку; собственно говоря, эту глину нужно с магнита соскоблить и выкинуть, оставив только чистый магнит. Так же, получается, и в человеке всё, кроме образа божьего, надо соскоблить и выкинуть, оставив только этот голый образ.
Не надо отправлять глину на помойку! Во-первых, она красивая. Во-вторых, это практично и удобно. Там ещё есть в-третьих и даже в-четвёртых) Это я планировала написать в статье про реинкарнации и единство души, тела и духа. Не знаю, напишу ли, но это правда очень обширная тема.

Да, я понимаю по-другому. Образ Божий в человеке - это _не_ Он Сам. Ну или по крайней мере, не только Он. В конце концов, в Библии вообще не сказано: "В человеке есть образ Божий". Там сказано: "Бог создал человека по образу Своему". По образу. А не Сам Себя в нас вложил.
Мы автономны в этом плане))
Насколько я помню, Кураев говорил, что образ Божий - способность творить. А мне кажется, ещё и эта самая Любовь.
Не надо отправлять глину на помойку! Во-первых, она красивая. Во-вторых, это практично и удобно. Там ещё есть в-третьих и даже в-четвёртых)
Да зачем тебе вся эта глина, в самом деле? Вот есть у тебя два тонких ли, толстых ли бруска глины, в центре каждого по магниту. Один из них притягивается к другому (одному из них нужен другой) только потому, что в них есть эти магниты, потому что они хотят соединить эти магниты (или магниты хотят соединиться в них...). Ну так ведь самое полноценное, полное, сильное соединение будет, если убрать всю мешающую глину! А потому долой.