Юлия Гайдыдей (odojdi) wrote,
Юлия Гайдыдей
odojdi

Categories:

Диета, вегетарианство, пост. Где границы?

Человеческое сознание устроено так, что нам необходимо всё классифицировать. Разносить по разным категориям.
Это живой мир - это неживой. Это деревья, а это кусты. Это клёны, а это берёзы. Это обычные клёны, а это американские. Как почему? Ну, они же внутри группы похожи, а группы между собой различаются!
И то, насколько грамотно будет расклассифицирован тот или иной объект, зависит напрямую от объёма знаний, коим обладает классифицирующий.
Вряд ли кто-то запишет ромашку обыкновенную в класс млекопитающих. А вот, не разбираясь в биологии, назвать кита рыбой могут очень многие.
Впрочем, от молчаливого незнания физиологии касаток обычному офисному работнику вряд ли резко поплохеет. А вот если человек профессионально занимается лечением диких животных, а лекцию про китов прогулял...
Говорят, лучше незнание, чем частичное знание. Ведь если ты знаешь что-то, может возникнуть иллюзия, что ты знаешь достаточно, чтобы делать выводы. Которые, к сожалению, не всегда получаются корректными.
И поэтому сегодня я всё-таки хочу разобрать и грамотно расклассифицировать такие понятия, как пост, вегетарианство и диета. Сконцентрировавшись - не обольщайтесь - на понятии поста, конечно.



Диета, вегетарианство, пост. Где границы?


- Колбаса без мяса и растительное сливочное масло -
специальные продукты для поста.
- Относятся ли в этом случае к постным продуктам
безалкогольное пиво и резиновые женщины?

(с)

- Мы теперь вегетарианцы. Запомни, Голый: мясной бульон -
это трупная вытяжка.
- Фу. А тефтели? Тефтели что?
- Тефтели - это шарики из покойников. Как приятно у трупа смердящего
перегрызть сухожилия ног и вонючего мяса скользящего
отрезать полфунта кусок...
- Тьфу, блин, прекращай! Мяса больше не хочется. Слушай...
А рыбу, рыыыыбуу вегетарианцам жрать можно?
- Тока с пивом.

Гоблин (Дмитрий Пучков) "Две сорванные башни",
перевод 2 части "Властелина колец"


Раз в год во всех уважающих себя кафе и ресторанах стабильно модифицируется ассортимент блюд. На столах появляется пафосная страничка, озаглавленная красиво стилизованным под старославянский шрифтом: "Постное меню".
Чаще всего оно формируется из продуктов, в остальное время относящихся к категории "Вегетарианское меню". И, конечно, "Низкокалорийные продукты". Ну правда, сколько там калорий, в этом листке салата или в помидоре-черри? Да и морепродукты, типа разрешённые в пост, весьма диетические и полезные для здоровья.
В головах медленно и печально, как Летучий Голландец из-за горизонта, возникает нездоровая мешанина.
Получается, постное меню - то же самое, что вегетарианское? А раз оно такое низкокалорийное, значит, пост - самое удобное время, чтобы скинуть килограммы после зимы. Ещё и время такое удобное: начало весны. Как раз к лету можно быть в форме...

Если хочешь похудеть, спроси меня, как

Конечно, сейчас уже гораздо меньше людей считают, что пост равно диета. Но такие люди всё равно есть. И причина вполне понятна: у поста и диеты есть одно бросающееся в глаза сходство. И то, и другое - это отказ от употребления в пищу каких-то продуктов. Правда, тут начинается разлад. По диете, например, нельзя картошки и макарон - а постящиеся только и делают, что жуют какое-нибудь пюре на воде. В пост категорически не кушается мясо - а по диете нужно съедать кусок варёной говядины.
Но не обращая на эти незначительные детали внимания, многие с завидным упорством говорят: пост - это ограничение в пище. Вы себя в мясе ограничиваете, а мы в тортиках. Ограничение? А то! Значит, мы тоже постимся.
Только вот христиане почему-то раз за разом открещиваются: нет, ребята, вы не с нами.
В чём же явное, главное и образующее отличие поста от диеты?
Всё просто: пост - это духовная практика. Практика, появившаяся в рамках религии и благодаря религии.
Диета - понятие современное, к религии не относящееся (если не считать религией увлечение крайне здоровым образом жизни или стремление похудеть). Диета - это ограничение в пище ради самого ограничения. Если мыслить более возвышенно - это ограничение ради совершенствования тела.
То есть, диета оставляет человека, подвергающего себя калорийному аскетизму, в рамках материального мира. Она не имеет ничего общего с религией. На одной и той же диете с одной и той же целью могут мирно сидеть рядком мусульмане, христиане и буддисты. И язычники тоже, да. Потому что ни одна диета сама по себе не постулирует ни духовных ценностей худеющих, ни тезисов их загробной участи.
В отличие от аргументации вегетарианства.

История вегетарианства: от страха к жалости

Корни этой практики уходят в плодородную почву Азии. Вегетарианство зарождается именно как духовная практика, оно имеет вполне объяснимое основание в теории реинкарнаций. Если у тебя есть все шансы в следующей жизни стать представителем фауны, оленем там, или треской, вряд ли ты сможешь спокойно кушать будущих сородичей. Опять же, убийство живого существа - нехилый отпечаток в карме. Которая работает по правилу "око за око, зуб за зуб"*. Убил козлёнка - в следующей жизни ты сам станешь козлёнком и тебя зарежут. Поэтому не надо убивать животных. Себе дороже будет.

Буддизм - одна из главных религий, проповедующая теорию реинкарнаций. Однако же, не все буддисты являются вегетарианцами. У буддийских монахов даже правило такое есть: если ты пришёл в какой-то дом и тебя там собираются покормить мясом, ты вполне можешь съесть это мясо. Правда, только в том случае, если животное, из которого приготовлено блюдо, не было зарезано специально для тебя. Чувствуете закон кармы? Если его зарезали не для тебя, значит, ты не стал причиной его смерти. Значит, ты чист от этого убийства. И значит, ничего плохого не совершишь, если съешь то, что уже приготовили. Как видно, практика буддийского воздержания от мяса гораздо условнее современных вариантов вегетарианства - и гораздо больше связана с религиозным, мистическим аспектом, чем с этикой.

История вегетарианства пестра и разнообразна. Мяса не ел Пифагор, философия которого тоже основывалась на теории реинкарнаций. Мяса не ел Лев Толстой (да простят мне такие скачки по оси истории), отношения коего с христианством известно скандальны. А потому, кстати, я бы остереглась считать теологумены (очень личные богословские мнения) великого русского писателя тезисами, с которыми могли бы согласиться все христиане. Даже с теологуменами святых христиане не обязательны соглашаться, а уж тем паче - с личным мнением вусмерть рассорившегося с Церковью человека. Пусть даже и жалевшего животных.

Очень многие знаменитые люди отказывались от животной пищи по самым разным причинам.
По-настоящему расцвело этическое вегетарианство в конце XIX-начале XX столетий. Это легко объяснимо. Пару тысяч лет назад отказ от убийства животных ради шкур и мяса мог вызвать обширный отклик только в южных районах, где круглый год есть, чем питаться, а необходимость в тёплой одежде не возникает. В нашей полосе, где полгода холодно и белым-бело (снег в апреле! кошмар!), а все помидоры-огурцы были доедены ещё в декабре, жрать будешь всё. И кутаться в любые шкуры. Без всякого рассуждения о том, что зверюшек жалко. Жалко, а жить-то хочется!

Но вот мы движемся всё ближе к современности. Что мы видим? Куртки из шкуры синтепона! Мясо молодой соевой колбасы!
Вопрос выживания постепенно тускнеет. Теперь всё острее встают вопросы о том, насколько этично убивать животных для того, чтобы покушать, если и без мяса столько всего полезного и вкусного.

Вегетарианцы делятся на разные группы, каждая из которых обоснованно отказывается от большего или меньшего количества продуктов. Кто-то не есть только то, что когда-то двигалось, кто-то отказывается от молочных продуктов, некоторые вегетарианцы не едят даже мёд. Самая строгая форма вегетарианства - веганство. Это понятие появилось ближе к середине XX столетия, в 1944 году, благодаря Дональду Ватсону. Как он сказал, он сформировал слово из первых и последних букв термина "вегетарианство", потому что веганство - это начало и конец вегетарианства. Главная идея веганов в том, что человек не должен вообще никак эксплуатировать животных. Аргументация такого утверждения варьируется от этических соображений до утверждений о вреде экологии посредством вовлечения животных в свою жизнедеятельность.
Каковы бы ни были причины - они в любом случае упираются во вред, наносимый природе в целом и животным в частности. Вегетарианцы утверждают, что отказ от продуктов животного происхождения, обусловленный здоровьем или стремлением к похуданию, вегетарианством не считается. Этим мы смело перечёркиваем знак равенства между вегетарианством и диетой. Однако различия между вегетарианством и постом менее очевидны.
Очень распространено мнение, что суть поста заключается в той самой идее родом из азиатских религий: поститься - это есть пищу только неживотного происхождения с очень определённой целью: чтобы уменьшить количество страданий в мире. Лайт-версия вегетарианства. Монахи, как истинные подвижники и дети Божии, понимают, что животные страдают, когда их кушают, и поэтому отрекаются от поедания живых существ.

Так вот. Это миф. Красивый, добрый - но миф.

Христианский пост не имеет ничего общего с вегетарианством - кроме оооочень абстрактной идеи: отказ от пищи ради чего-то большего.
Я привела краткий-очень-краткий обзор истории вегетарианства.
И прежде, чем разбираться, откуда вообще взялся пост, давайте убедимся, что в главной книге христианства - Библии - заповедей о вегетарианстве нет.
И обратимся мы к самым истокам - книге Бытия.

Ищем вегетарианцев в Библии

Библия свидетельствует о том, что первые люди мяса действительно не ели: И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу (Быт 1:29). Вегетарианцы очень любят указывать на эту цитату, аргументируя тезис о том, что в раю питаться животной пищей люди не будут. В следующем стихе, однако же, Бог уточняет, что и животные тоже пока что будут исключительно травоядными: а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. Бедные львы и прочие крокодилы.

Итак, в Эдемском саду (который, кстати, не рай, а его преддверье) человек питался растительной пищей. Как ребёнка не кормят бифштексами, так и юные-преюные Адам и Ева пока вполне обходились без мяса. Однако им уже была дана заповедь поста: "Не вкушайте от Древа познания". Которую они благополучно и со вкусом не поняли. Но сейчас не об этом.

В мир вошёл грех, люди стали, как выразился мсье Воланд, внезапно смертны. И их становилось всё больше, греха, кстати, тоже. Мы постепенно подбираемся к шестой главе книги Бытия, где начинается история о Великом потопе.
Ной был праведным. Очень праведным. И зверей любил, иначе не смог бы просуществовать так долго в ковчеге со всеми этими... Божьими тварями.

И что же слышит Ной, сходя на землю после многодневных ливней и морской болезни? "Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте" (Быт 9:2-4)
Казалось бы, теперь, когда на земле после Потопа выжили только праведники (ну... типа), нужно ужесточить заповеди! А Господь почему-то даёт такое нечто странное: можете есть не только траву, которая не бегает, но и то, что бегает, тоже. Вон того телёнка, который у вас в ковчеге весь пол загадил, например. Или вон того ягнёнка, которого внучка Ноя на руках носила, когда зверёк только родился.

Правда, Бог отмечает: с кровью - не ешьте. И потом добавляет, что кровь Он взыщет, как животных с людей - так и людскую с животных. Между прочим, именно поэтому халяльная пища (да, ислам тоже основан на Ветхом Завете) - не только не свинина, но ещё и несвинина, убитая особенным образом, с выпусканием крови.
Итак, люди подросли. Повзрослели. В их рацион вводится мясо и всё остальное.
И тут начинается долгая и увлекательная история о том, как возник, формировался и колбасился народ Божий: евреи.

О это Пятикнижье Моисеево! О эти Исход, Левит, Числа и Второзаконие! О эти заповеди, уточняющие всё до миллиметра и миллиграмма! "Не вари козлёнка в молоке матери его", - это, по-моему, чуть ли не каждый, читавший Ветхий Завет, запомнил.
Перечисленные мною книги - Закон. Тот самый Закон, на который так рьяно тыкали пальцами всех рук фарисеи, споря с Христом. Закон, в котором описаны все запреты и, наоборот, побуждения к действиям.
В Законе Моисей описывает в мельчайших подробностях, как и что можно есть. Я приведу очень маленький отрывок из Левита:

И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им:
скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле:
всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте;
только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас,
и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас;
мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.
Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте;
а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас;
они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь;
все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас.
Из птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа и морского орла,
коршуна и сокола с породою его,
всякого ворона с породою его,
страуса, совы, чайки и ястреба с породою его,
филина, рыболова и ибиса,
лебедя, пеликана и сипа,
цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря.
(Лев 11:1-19)
Повторюсь: это маленький отрывок того, что касается заповедей о еде, данных в Ветхом Завете.
И, заметим, что здесь нет ни слова о том, что есть животных нельзя. Ограничения есть, но они ни коим образом не базируются на этических принципах. Максимум - на принципах здорового питания.
Однако ограничения очевидны. Вполне можно предположить, что в Ветхом Завете заповеди о пище, как и все остальные заповеди, даются слегка в усечённом виде. Так сказать, с учётом жутких нравов, со скидкой на то, что люди забыли, что такое хорошо, что такое плохо, и надо их учить с нуля. Мол, если тебе выбили зуб, в ответ не надо голову отгрызать, ограничься выбиванием зуба в ответ. Глаз за глаз, зуб за зуб. В Евангелии Иисус скажет уже по-другому: Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф 5:43-44). Это повышение планки, усложнение, устрожение ветхозаветных законов. Так может, в Евангелии и есть та самая заповедь о вегетарианстве?

Однако Евангелие молчит об этом. Иисус вообще не говорит о еде. О людях - да. О покаянии и спасении - да. О Себе, об Отце, о Любви. О радости. Об этом говорит - а вот о пище почему-то нет.
Правда, Его спрашивают, многократно. Фарисеи то и дело встревают с комментариями о том, как и что есть, да и не только они. Вот небольшая подборка цитат:
Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. (Мф 9:14-15)
(В скобках заметим. Эта цитата указывает и на то, что ученики Иисуса не постились, пока были с Ним, и на то, что поста Иисус за ненадобностью не отменяет)

И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. ... Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию. Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека (Мф 15 : 10, 15-18)

И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы. (Мк 2:23-27)


Вот чуть ли не единственные места в Евангелии, где говорится о питании в рамках "можно-нельзя". Причём, что примечательно: на Иисуса наезжают на гастрономическую тему, а Он всякий раз оборачивает свой ответ нравственным поучением, к еде никакого отношения не имеющим.

Нет в Евангелии запрета на пищу животного происхождения. Евангелие вообще не о том. Оно о Боге и людях.

Но тема однако не осталась окружена загадочным молчанием, мол, как хочешь, так и понимай. Она оказалась освещена в другой книге Нового Завета, в Деяниях святых апостолов.

На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. (Деян 10:9-15)

Да, да, согласна, этот отрывок немножко не о том. Он продолжает заповеди Ветхого Завета, он опровергает именно их. В Ветхом Завете устанавливался запрет на определённых тварей, как на нечистых. В Новом Господь прямо говорит Своему ученику: Бог очистил всех животных. Не почитай их больше нечистыми. Пусть их нечистота не мешает тебе принимать их в пищу.
Да, отрывок не о том, что Господь разрешает есть мясо. Но такого вопроса и не возникало просто! Позволение есть мясо дано ещё Ною, дополнительного никто и не ждёт!
Зато есть наглядное отсутствие запрета. Заколи и ешь.

Нет, и в Новом Завете не находим мы, как ни стараемся, заповеди о том, что надо питаться только растительной пищей. Евангелие (как и послания апостолов) об этом молчит, как о чём-то куда менее значимом. Деяния дают прямое разрешение на употребление мяса в пищу.
Вроде бы, всё очевидно, понятно, точки над "ё" расставлены.
Остаётся маленькое "но". Пост.

Чем монахам мясо не угодило

Любой человек, немножко слышавший о Великом посте, знает, что это такое время, когда христиане резко становятся вегетарианцами. Не, ну а чо: мяса не едят, молока не пьют - вегетарианцы вылитые. Сразу напрашивается вывод: пост - это такое время, когда христиане резко начинают жалеть животных. И, во имя любви к природе и уменьшения насилия в мире, решают немножко поотказывать себе в колбасе. Той, которую не из сои делают.
Любой человек, слышавший о посте чуть больше, чем немножко, понимает, что здесь всё гораздо сложнее.

Пост известен в Ветхом Завете с давних времён. В книгах Царств и Паралипоменон встречаются свидетельства о провозглашении поста покаяния (3 Цар 21:9, 12; 2 Пар 20:3); царица Есфирь просит всех евреев провозгласить пост за неё, ради того, чтобы она осталась жива (Есф 4:3), пророки обращались к народу с призывами о покаянии и провозглашении поста (Ион 3:5, Иер 36:9, Иоил 1:14, Иоил2:15...). Да и сами пророки регулярно постились.

Только в чём заключался пост древних?
Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни/ (Лк 4:1-2)
Вот пост пророков древности. Это же - пост первых христианских монахов, уходивших в пустыню. Отказ от пищи как таковой - для заглушения телесных инстинктов.
В аскетике есть такое понятие: истончения плоти. Понятие сложное, нуждающееся в пояснении.
Дело в том, что тело и плоть - это не одно и то же.
Тело у человека от земли. И инстинкты у него животные. Поэтому в самих желаниях тела греха нет - это естественно.
Однако же есть разница между человеком и животным: мы умеем контролировать свои прекрасные порывы. И. более того, по христианским понятиям, мы просто-таки обязаны это делать. Не потому, что Кто-то навязал нам эту обязанность. А потому что это тоже - естественно. Противоестественным является как раз отсутствие контроля над своим телом. И в том месте, где человек допускает телу взять верх над сознанием, душой, духом - там проступает плоть. Когда человек потакает низменным инстинктам в те моменты, когда этого не следовало бы делать.
Приведу простенький пример из разряда этики.
Допустим, тело устало. Человек очень хочет посидеть. Но он в этот момент находится в переполненной электричке, куда заходит бабушка-божий-одуванчик с двумя тяжёлыми сумками. В угоду телу остаться сидеть в этой ситуации - потакать плоти.
Пример менее светский, более религиозный.
В еде нет ничего зазорного. Но, чавкая, жевать гамбургер во время литургии - это перебор.
Примеров много, и все они об одном и том же: там, где душа человека теряет контроль над телом, появляется плоть.

Эту-то самую плоть и истончали подвижники постом и молитвой.
Отсутствие еды, голод - это не цель, а средство. После длительного поста тело перестаёт особо сильно брыкаться и хотеть всего подряд. Заглушаются желания животного порядка, в том числе, сексуальные.
И вот тут-то и проступает истинная сущность человека. Желания-то никуда не исчезают. А если не хочет тело, значит, хочет душа? Чего она _на_самом_деле_ хочет?
И получается, что иногда душа сама по себе, без всякой инициативы тела, хочет именно животного, низменного. И это тревожный звоночек. Одно дело, если тело, земля от земли, повинуется инстинктам, а душа стремится ввысь. Когда же заземляются и то, и другое, человек добровольно отказывается от той высоты, для которой он предназначен. Что христианским подвижникам, разумеется, было совсем не в кайф.
Чтобы добиться гармонии устремлений, пробудить душу и поставить её главенствующей над телом, монахи истощали тело постом (читай: голодом) и укрепляли душу молитвой. Вот это - особенно важно. Пост с молитвой способен вознести человека до святого - пост без молитвы в лучшем случае поможет похудеть. Бесполезно отращивать крылья, если ты не собираешься летать. Они будут только мешать, раздражать, и в конце концов ты сам же их и отгрызёшь. Бесполезно истончать плоть, если ты не собираешься пробуждать душу - наполняя её Божьей любовью.
Год назад я написала подробную статью о том, что такое Великий пост и почему диета без молитвы бесплодна. Да и бесполезна совершенно, потому что постная диета - это, как можно заключить из всего вышенаписанного, - средство. Для понимания себя, своих грехов, для осознания своей плоти - и для облегчения молитвы.

Ну хорошо. Всё это очень замечательно, но в таком случае, почему же тогда именно растительная пища?
Ответ прост, как табуретка: потому что растительной пищей сложнее наесться. Она легче. Она быстрее переваривается организмом, и чувство голода возникает гораздо раньше.
Мы не монахи-подвижники, мы не в состоянии 40 дней ничего не есть. Не пахари, не плотники, мы офиса работники. Организм хочет жрать 3 раза в день, если не чаще, а иначе будут не отчёты и проекты, а обмороки и больницы.
И тогда Церковь говорит: ребята, выход есть! Вы хотите поститься? Не употребляйте в пищу продуктов, от которых наступает насыщение. Ешьте настолько просто, насколько возможно. Не балуйте плоть разнообразием, не потакайте желаниям сделать чего-нибудь вкусненького. Каша, картошка, хлеб, какие-нибудь простенькие овощи - вот и будет вам пост! Главное, не объесться, не забыть, зачем, собственно, ограничиваемся.
Вот почему с такой иронией относятся христиане к якобы постному соевому мясу или, скажем, кокосовому молоку. Да, по факту продукты неживотного происхождения, но суть поста такова, что идентичные натуральному заменители точно так же не подходят для питания, как и исходники. Ведь пост не в качестве пищи, а в максимальной простоте - и минимальном количестве. И соевые сосиски здесь совсем ни при чём.

Несколько деталей напоследок

Отдельное слово хочется сказать, конечно, о теории, будто пост возник, потому что весной есть было нечего, вот и решили есть поменьше.
На это можно сказать только одно: ребята, учите матчасть и включайте логику. Пост родом из тех земель, где весной снега не было, более того, урожай собирали несколько чаще, чем раз в год. Христианский пост родом из Израиля, Италии и Греции, стран, где есть если не всё, то почти всё, причём круглый год. Это раз. А два - христианских постов побольше, чем один. В русской православной церкви их 4: в феврале-марте-апреле (Великий пост), в июне-июле (Петров пост), в августе (Успенский пост) и в ноябре-декабре (Рождественский пост). Изначально постов было больше. Поэтому предположение, что есть было нечего круглый год, весьма сомнительно. Особенно в странах Средиземноморья.

Кстати, именно из-за своих территориальных истоков постное меню обогатилось такими вещами, как морепродукты и икра. Море-то рядом! Отлавливаешь креветок каждый день - и ешь вместо картошки (которой тогда в Европе не было, да). 40 дней на подножном корму. Никакой роскоши и разнообразия, всё исключительно по-простому. Пища, по-прежнему, не слишком сытная, дешёвая и вообще то, что надо. Как репа и гречка на Руси. Дёшево и сердито.
Между прочим, стоимость пищи - один из критериев принадлежности пищи к постной.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: "Ты подсчитай, сколько денег стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо. Затем подсчитай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь есть без мяса, а разницу отдай нищим".
Если постный стол в Италии II века вполне мог состоять сплошь из креветок и омаров - чё наловили, то и едим, - то в наши дни гораздо разумнее ограничиться той же картошкой и кашей.
В начале XX века в России крестьяне ели в Великий пост рыбу - потому что если рядом с домом речка, гораздо проще рыбы наловить, чем ехать покупать всякие деликатесы, которые на своём огороде не выросли. А сейчас в некоторых европейских монастырях разрешено мясо (хотя обычно монахи мяса всё-таки не едят). Потому что рыба зачастую в сколько-то раз дороже мяса, а покупать её на деньги вдов и стариков - ну совсем не в ту степь.
Важнее духовная суть поста, чем его внешние атрибуты.
Важнее отношение к людям, чем соблюдение пищевых ограничений.

И это возвращает нас к исходной теме: чем же пост отличается от вегетарианства.
А получается, что, по существу, всем.
Пост берёт начало в иудаизме, предшествовавшем христианству, и является средством для облегчения молитвы и покаяния. То есть, стремления к Богу.
Вегетарианство имеет свои истоки в религии, с христианством ничего общего не имеющей, а в наше время существует чаще всего как исключительно этическая практика, актуальная сама по себе.



Вот и выходит, что границы чёткие и легко проводимые.
Правда, хотелось бы заметить одну любопытную особенность.
В мире до Христа вегетарианство имело значение только в рамках теории реинкарнаций. Люди не ели животных не столько из-за того, что их было жалко, сколько из нежелания заработать себе невкусное следующее воплощение.
В современном мире резко изменились акценты. Вегетарианство, ставшее популярным в XIX веке, основано на жалости к животным. На нежелании плодить насилие и жажде мира во всем мире - в том числе, мира и гармонии с природой.
И это прекрасно. Потому что это свидетельствует о том, что проповедь Христа была услышана. Проповедь о любви и милости изменила мир - и теперь мы уже не считаем нормальным убийства, мучения, смерть живых существ. В мире до Христа этики быть не могло, тогда действовали законы джунглей. Теперь Благая весть разнеслась в самые разные уголки планеты - и была услышана.
Нет, Библия не запрещает ни охоты, ни употребления мяса в пищу. Это не грех. Но тот факт, что многие люди считают это жестоким - да, заслуга Евангелия и тех, кто его проповедовал.

Это значит, что проповедь любви не прошла бесследно. Она изменила мир.
А значит, слава Богу.
Аминь.


________________________________________________
Да, я в курсе, что это Библия, Левит, глава 24, стих 20. Желающим этим стихом привязать теорию реинкарнации к христианству советую сначала ознакомиться с Евангелием от Матфея, глава 5, стихи 38-39.


P.S. Я от души благодарю своих коллег, которые сподвигли меня на написание этого трактата:) В процессе я поняла очень много важного.
PPS Нет, вегетарианкой не стану =)
Tags: Neděle, mia scrittura, religing, пост
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments