Юлия Гайдыдей (odojdi) wrote,
Юлия Гайдыдей
odojdi

Category:

Правильный ответ на Быт 3:1 находится в Мф 4:4

Я не могу молчать! Я понимаю, что это наверняка очередной изобретённый мной велосипед и святые отцы уже давно об этом написали. Но всё равно скажу.

Дьявол задаёт первому человеку те же самые вопросы, которые много лет спустя задаст первому Человеку Нового Завета.

Смотрите.
И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт 3:1)
И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. (Мф 4:3)


Всё тихо и невинно. Почему бы не поговорить о еде? Что в ней такого плохого? Неужели тебе нельзя есть?

Второй вопрос Еве даже задавать было не надо. Она сама дала на него ответ, произнеся:
плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. (Быт 3:3)
А вот Иисусу пришлось всё-таки озвучить:
если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. (Мф 4:6)

Отвлечённые разговоры о еде сменяются крайне конкретными разговорами о смерти. О той смерти, которой Бог обещает не допустить.

И этот разговор приводит к третьему, напряжённому вопросу:
И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. (Быт 3:4-5)


Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. (Мф 3:8-9)

А нужен ли тебе Бог? - спрашивает искуситель. - А не хочешь ли ты САМ стать богом? Я могу дать тебе это. В первом случае - открыв глаза на реальность, во втором - самым прямым образом. Хочешь?

А теперь про ответы.
Ева, заговорив со змеем, провалила тест сразу. Своим первым ответом она не только себя подставляет, но и избавляет змея от необходимости задавать второй вопрос:
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. (Быт 3:2-3)

Если присмотреться, и в вопросе Еве, и в вопросе Иисусу две составляющих. Спрашивается-то вроде бы о еде - но каждый раз зачем-то с упоминанием Бога: подлинно ли сказал Бог... и если Ты Сын Божий.


Ева отвечает о еде, едва упомянув Бога.
Иисус отвечает о Боге, едва упомянув еду, как всегда:
Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. (Мф 4:4)

Вот он, правильный ответ на один из самых знаменитых вопросов человеческой истории. Данный тысячелетиями позже, чем должен был бы...

Но Ева его не озвучивает. Более того, она добавляет забавно видоизменённую фразу: не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. Если что, заповедь звучала иначе: от дерева познания добра и зла не ешь... ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. Не "не трожь", а "не ешь" - это раз. Не "чтобы вам не умереть", а "когда вкусишь - умрёшь".
Я помню несколько вариантов толкования этих слов Творца. Среди них есть и такой, что Адам и Ева слишком рано вкусили от древа познания. Они не доросли до того, чтобы вкусить. А вкусив, умереть в Боге. Смерть, как она есть сейчас, ужасна и противоестественна. Но есть в православии такой термин, как успение. И эта смерть - воссоединение с Господом. В ней нет тьмы. Кто знает, может, именно такую смерть имел в виду Господь...
Но это очень спорно, и я отвлеклась от темы.

Ева своей фразой прямым текстом говорит: если мы вкусим от древа познания, то умрём и Бог нам не поможет. Змей довольно потирает лапки довольно виляет хвостом очень доволен: доверие к Богу подорвано. Ну ведь логично же: смерть - это страшно. Если Бог тебя, Ева, любит, то Он от страшного защитит. Верно? Верно. А тут получается, что не защитит? И зачем тебе такой Бог?..

С Иисусом этот номер не проходит. От слова совсем не проходит.
На предложение испытать Божью любовь Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. (Мф 4:7)
Если это перефразировать, то можно получить: "Я доверяю Богу. Мне незачем Его проверять."
Да, да, конечно, Иисус Христос есть Бог - но Он же и человек. И настолько, насколько Божественная природа безгранично доверяет Отцу, настолько человеческая может сомневаться. Решение: доверять или нет - принимает воля.

И воля Евы приняла решение усомниться. Змей, с лёгкостью это почувствовав, воспользовался сомнением и обвинил Бога во лжи. И первый человек - поверил. (Не забываем, что Ева тогда была не Евой, а просто женой, единым целым с мужем) Поверил, что Бог может лгать, что Бог может утаивать от Своих чад что-то, что им может быть приятно, хорошо, полезно, интересно...
Вопросы даже не были полностью озвучены. Только темы прозвучали. Началось с еды, кончилось отказом от Бога. Всего за 3 шага...

Христу приходится задать всё 3 вопроса в явном виде. И чем дальше, тем откровеннее говорит искуситель. С Евой всё было понятно с самого начала, и возиться не стоило. А вот здесь...
"Ты и так Владыка всего созданного, кроме этой планеты. Её Бог зачем-то отдал на хранение мне. Но я! Я могу отдать Тебе и её! Ты ведь за этим пришёл, правда? Забирай. Мне она не нужна и скучна. Забирай эту проклятую землю со всеми царствами и славой! Ты ведь достоин её. Всего лишь поклонись мне - и забирай!"
"Нет, - отвечает Иисус. - Я не приму этого от тебя. Я поклоняюсь и служу Отцу и только Ему. И приму этот мир - от Него, в своё время. Приму не подачкой, но по праву. Да, пойду на муки и Крест. Да, выстрадаю этот мир, умру за него - но воскресну и воскрешу его вместе с Собой. Отойди от меня, сатана". (ср. Мф 4:10)

И искуситель отступает. На его вопросы были даны какие-то совершенно странные ответы. Спрашивал о хлебе - ответили о Боге. Спрашивал о страхе - ответили о Боге. Спрашивал о власти - ответили снова о Боге.

А правильные ответы (какими бы ни были вопросы) они все такие.
О доверии. О любви.
О Боге.


Знаете, христианство - это удивительно.
Tags: mia scrittura, religing
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments