не испытывает обиды, зависти, болезненных эмоций,
потому что все эти негативные эмоции требуют высоких энергозатрат.
Если человек умеет отделять свои границы,
он может обходиться без продолжительных негативных эмоций.
А вот если не умеет, ему не остается ничего иного,
как беситься и ненавидеть.
Ибо, если ты можешь снести иго Господне в целости,
то будешь совершен; если же нет,
то делай то, что можешь.
Дидахе
Казалось бы, вот есть Евангелие. Всё-всё там написано, читай - не хочу. Для особеннь рьяных есть ещё послания, уж в них-то стопроцентно все точки над "ё" расставлены. Но нет. Из века в век возникают споры, дискуссии, потому что одно дело изложить набор аксиом, и совсем другое - доказать с их помощью теорему. Некоторые теоремы, как вы знаете, до сих пор не доказаны - и это в математике! Что уж говорить о тонких сферах человеческих эмоций и взаимоотношений.
С этого момента мы вступаем на территорию трактовок, домыслов, мнений. Кто-то острил, что цитатами из Евангелия можно доказать правомерность вообще любых поступков, если подходяще их истолковать.
Православные, впрочем, таким обычно не страдают. Наоборот, у нас очень любят стереотипы, шаблоны и цитаты святых отцов. Положа руку на сердце: гораздо проще воспользоваться существующим рецептом, чем выпиливать из него лобзиком что-то своё. Находишь похожую ситуацию, ставишь себя на место персонажа из сценария, и сразу становится понятно, что нужно делать. Как правильно жить.
Навык сравнивать себя с другими воспитывается у нас всех с детства. "Маша съела кашу, а ты нет!" - "Петя молодец, он получил пятёрку!" - "Аглая Гурьевна написала книгу в четырёх томах, а ты тут со своей ядерной физикой". Мы постоянно находимся в положении людей, которые живут в обществе и вынуждены сопоставлять себя с социумом. Чего я достиг? В чём преуспел? Где недоработки? Меня может не волновать одно сравнение и живо задевать другое. И чаще всего мы стремимся, чтобы эти сравнения были в нашу пользу.
Всё бы ничего. В конце концов, сопоставления и соперничество ведут к прогрессу - так принято считать. Но все положительные стороны такой модели поведения сводятся на нет, когда речь заходит о христианских заповедях.
Не судите - да не судимы будете. Так заповедует Иисус в Своей нагорной проповеди. И Он имеет в виду не только осуждение других.
Кто ты, человек, что судишь о себе самом? Знаешь ли ты свою глубину? Знаешь ли свои пределы? Нет! Лишь Творец в курсе, на что кто из нас на самом деле способен. И только Ему и судить нас. Что делаем мы? Сравниваем, расстраиваемся, отчаиваемся. Причём очень часто. Ведь со стороны чужие добродетели кажутся ярче, а пороки бледны, либо не видны вовсе. Изнутри же - признайтесь, - всё выглядит с точностью до наоборот.
Есть потрясающий сюжет в Евангелии от Иоанна, который как нельзя лучше иллюстрирует бесполезность и даже опасность сравнения себя с другим человеком. Мы все его знаем.
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною
Ин 21:15-22
Изображая из себя капитана Очевидность, напомню: Пётр трижды отрёкся от Христа, сказав, что не знает Его. Поэтому трижды задаёт ему Иисус Свой вопрос.
А теперь все дружно представляем себя на месте Петра. Вы беседуете с воскресшим Учителем, самым любимым Человеком во всей вселенной. Радость встречи заглушается вкусом предательства. И тут вам говорят: раз ты Меня любишь, будь Моим пастырем. Становись первоверховным апостолом. Ты Пётр, камень, на котором Я создам Свою церковь - как и обещал. И радости! Радости вашей нет предела! Аэээ...
Вдруг вы оборачиваетесь. И видите Иоанна, скромно и молчаливо идущего следом. И в голове помимо воли проносятся не самые вкусные мысли.
Апостол Иоанн, на минуточку, был рядом с Иисусом от первой до последней минуты Его страстей. Шёл за Ним на суд к первосвященникам. К Пилату. Стоял возле Распятия. Именно он приютил Маму Иисуса. И теперь не выёживается и не лезет из кожи вон, а тихо и смиренно топает следом...
- Господи, а он что? - вопрос срывается с губ быстрее, чем успеваешь его удержать. Ведь в глубине души отчётливо понимаешь: я не достоин быть Твоим первоверховным апостолом. Я же предал Тебя, Господи. Я же трижды отрёкся, КАК после этого Ты можешь дарить такое - мне??
Страх. Страх получить по заслугам. Страх быть отвергнутым и ужас при мысли, что тебя на самом деле не любят, а просто... просто.
Это случается и в нашей жизни. Старшая сестра лучше учится. Бывшая жена вкуснее готовила. Предыдущий работник качественнее справлялся с задачами...
Страх сковывает по рукам и ногам: если я хуже, может, я не достоин любви? Той любви, которую мне дарят?..
Гениальная реакция Иисуса. Он ни секунды не думает спорить, доказывать, объяснять, кто чем лучше или хуже. Он просто даёт объективный и ёмкий ответ:
- Что тебе до него? Ты иди за Мной.
Мне так и хочется добавить сюда слова: дорогой Пётр, не охренел ли ты? Тебя только что не просто простили за твоё мягко скажем недостойное поведение в ночь с четверга на пятницу (а Я могу перечислить: напраздновавшись, пререкался, не давал мыть тебе ноги, клялся в вечной верности и опять пререкался, потом трижды уснул, когда Я просил не спать, потом трижды отрёкся и вообще куда-то запропал). Тебе задали простой вопрос. Ты на него правильно ответил. Тебя сразу, без лишних нервов реабилитировали и сделали главным. Скажи, пожалуйста, что ещё нужно, чтобы ты поверил, что не только ты Меня любишь, но и Я тебя?
Иисус так не говорит - или просто Евангелие тактично умалчивает об этом. Наши сердца, истерзанные грехом, открыты Господу, и Он видит: Пётр и рад бы не сравнивать. Но его детскость и пламенеющая любовь делают апостола беззащитным перед подобными страхами. Чтобы побороть их, есть только одно средство.
Не сравнивай.
Что тебе до него? У него будет свой путь. Долгий, сложный, доступный только ему одному. Иоанн никогда не смог бы объединить вокруг себя христиан - как Петру непосильно было бы сидеть и строчить такие глубокие, таинственные тексты, полные внутреннего понимания Божественного. Бедный Марк вынужден был следом за Петром бегать, чтобы выцыганивать с того скудные (хотя, не поспоришь, сочные) факты. Свой путь у тебя - и свой у него.
Великопостные дни потянутся чередой, словно киноплёнка завертится.
Изо дня в день нас будут поджидать радости и горести исключительно постного характера - как иначе, время такое. Мы все намерены бороться со страстями, обуздывать плоть и воспитывать силу духа (ну согласитесь, в глубине души мы на это надеемся).
В один ни разу не прекрасный день вам вполне может показаться, что ничего у вас не получилось. Что пища недостаточно постная, молитвы какие-то не от сердца, всего четыре Евангелия прочитал, надо больше. И вообще. Вон, Валерия Георгиевна уже три раза сознание на службе потеряла, а я ни разу. Кошмар! Всё тщетно, пойду плясать кан-кан.
Дай нам Бог в такие дни вспомнить, что не нашего ума дело судить о собственных достижениях и провалах. Что каждому из нас уготован свой путь.
И вне зависимости от всего - Бог любит нас.
Хорошего поста!