christian

Великая Среда

У меня года 4 назад было странное отношение к Страстной. Я ждала её, мне её хотелось. Сейчас не так. Весь пост я её боялась. И сейчас, когда она уже вовсю, так хочется, чтобы поскорее миновать все эти страшные события.
Сперва начала себя грызть. Мол, ну как же я так... вот, принято ждать Страстную, проживать её с особым благоговением, во всё вникать... это же то самое, для чего Христос пришёл...
А сейчас как-то сижу и думаю: да ведь разве Он хотел этих дней? Разве Он стремился пережить всё это? Он молился, чтобы чаша сия Его миновала! Ему было страшно, больно, я уверена - Он тоже мечтал, чтобы всё это поскорее закончилось!
А ещё... он пришёл не для того чтобы умереть.
Он пришёл, чтобы воскреснуть.

Я не то чтобы пытаюсь оправдать свою усталость и нежелание страдать. Просто, как мне кажется, желание жить полной жизнью - это нормальное желание любого человека. И желание Иисуса тоже.
на самом деле, самое сложное начинается сегодня вечером. Понедельник и вторник - это так, бежим по инерции с Вербного.

Вот что заметить ещё хотела. по поводу глав, посвящённых предательству.
В Евангелиях написано примерно одинаково, что Иуда пришёл к первосвященникам и сказал, что может выдать им Иисуса. Первосвященники обрадовались, предложили ему деньги, и с тех пор Иуда искал удобного случая, чтобы предать Его.
Давайте по словам разберём.

1. В греческом тексте употреблено слово παραδίδωμι, что дословно означает отдавать, передавать. Этот смысл несколько отличается от принятого в нашем языке. Ну, это аналогично фразе "предать забвению" или "предать огню". Это слово изначально не несёт в себе негативного окраса. Это так, для справки.
2. Первосвященники обрадовались. Ахтунг. Буквально за несколько стихов до этого они собирали пати во дворе первосвященника Каиафы и пришли к выводу: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе (Мф 26:5). Что заставило их так резко изменить мнение? Чего наговорил им Иуда? Почему они ещё и обрадовались тому, что планы кардинально меняются?
У меня нет ответов. Зато есть эти вопросы. И именно они не дают мне покоя. Всё там сложно и запутано в этой истории с выдачей Иисуса Синедриону.
3. С тех пор искал предать Его.
Мне всегда казалась странной эта формулировка. Чего он удобного случая искал? Долго искал, главное. Целый день найти не мог.
А потом нашла похожую формулировку про ещё одного шустрого: Пилата. Который искал отпустить Иисуса (Ин 19:12). Тоже молодец, обыскался. А судя по всему, это формулировка, означающая "стремиться к чему-то", "подбирать момент, чтобы"... Но всё равно звучит, конечно, прекрасно.


Вот...

Сегодня к Нему не приходили с вопросами. Было много больных, хромых, слепых... Иисус был особенно бледен, на лице чётко очертились скулы. Филиппу вспомнилось, что последний раз он видел Учителя что-то евшим в субботу... Сегодня по дороге Он запнулся о камень и чуть не упал.
Пётр огляделся. Третий день уже они приходят на одно и то же место. Но если в первый день сюда стекались толпы, шумели и радостно пели, то сейчас обстановка изменилась.
Приходящие в Храм далеко не всегда шли к Иисусу. Они просто делали то, что должны были по Закону и, косясь на группку людей у ног Учителя и несколько нищих да больных, спешили уйти.
А где Иуда? Пётр поискал друга глазами и нахмурился. Сам не свой парень. Надо вечером поговорить будет.

Солнце начало склоняться к горизонту. Четвёртый день в Иерусалиме подходил к концу. Первосвященники озадаченным шепотом совещались, как же им быть. Наконец, Каиафа выставил вперёд ладонь, привлекая внимание, и, прикрыв глаза, велел принести тридцать монет.
- Мы будем ждать.


Великая Среда 2010
Великая Среда 2011
Великая Среда 2012
Мне очень нравится такое понимание. Я вижу в этом именно со-переживание Христу, а ведь в этом и смысл христианства.
Да, это так. Но в принципе, в ожидании Страстной и... ммм... Желании остаться в этих днях тоже ксть правда. Это переживание святых, ощущение особой близости Бога в эти дни. Это возможность, способность ужерживать себя в тех самых рамках, в которых я ужержаться не в силах. Ну как если бы Пётр, Иоанн и Иаков не уснули, а бодрствовали в ту Гефсиманскую ночь.
Для меня это невозможно. Но я уверена, что есть те, кто так может.
У меня такие же ощущения. Даже, кажется, несколько завидую своему состоянию недели две-три назад: Пасха казалась неблизкой. А сегодня пришла в храм на службу, и стало страшно...
Уже вечер Четверга.
С Божьей помощью - как ни парадоксально.
Интересно куда во всей этой истории делся промысел Божий?
Никуда не девался, вроде бы)
И, да, на сообщения в личке я обязательно отвечу! Спасибо за них)
Пропал, пропал, если почтитать, то Иисус отдельно, а Бог как бы и не пр чем. Даже как то вот читая - он пришел в этот мир для того что бы..., или когда читаешь о ночи в Гефсиманском саду. Да и вообще я б так сказала, если говорить об Иисусе он был человек, он был сын божий, и еще грубо говоря он ведь был прозорливцем. Он всегда все знал, и зачем пришел, и кто его послал, и какая у него миссия. Так же он знал что его физическому телу будет больно. Но при этом да будет воля твоя а не моя. Вот и говорю промысел Божий отсутствует. Если говорить о его просьбе пронести чашу мимо, то это было обычное искушение (очень хорошо показан этот момент в Страстях Христовых). Жизнью он жил полной, у него была очень богатая жизнь в Боге, увидел и свершил он не мало, а искус... обычно чего могут "бояться" такие люди, так это свернуть с пути своего предназначения, не выполнить волю Божью, быть не достойным (святые люди часто говорили о себе как о великих грешниках, но это от того что видели свет Божий и смиренно понимали величие Бога его силу, его возможности, его большую любовь). Чисто теоретически нам с нашим скудным умом вряд ли возможно будет понять чего боялся Иисус когда говорил чтоб чаша прошла мимо него, это совершенно иная ступень развития личности и восприятия мира и людей.
Иуда - он тоже орудие промысла божьего, иначе бы ничего не случилось.
Вся эта трактовка вызывает какое-то я б сказала недоразумение.

Edited at 2015-04-09 04:33 pm (UTC)
Тут как бы не плохо вспомнить и Бога. Потоп был, изнечтожение Содома и Гоморры было, скрижали выдались, но это было мало эффективно для спасения души человека и примеры не помогали - пророки, Иов, Моисей, Иосиф и другие. И потом появился Иисус при помощи непорочного зачатия, о чем сообщил архангел. Вся жизнь Иисуса была не просто так с самого его рождения. Даже вспомнить его крещение и разговор с Иоанном Крестителем. Я б даже сказала что в попытке понять Иисуса лучше вспомнить отношение к тяготам прозорливых старцев и то как они воспринимали и жизнь и людей и свои скорби - да было трудно, да тяжело, но они радовались что они под кровом Всевышнего и стремились выполнять волю Божью относительно себя. Этот момент с желанием жить полной жизнью... он тоже мечтал чтоб все поскорее закончилось... Это все противоречит всей его жизни и даже тому как он знал что еще до пения петухов Петр предаст его и потом раскается в этом.
Если чего на толкование Евангелия есть масса книг прославленный святых учителей церкви. )
Спасибо) Со всем написанным Вами я абсолютно согласна и не вижу противоречия со своими словами. И простите, что поспешила с зафрендом.
Как это когда одно сплошное противоречие? Впрочем вам и ваша подруга не зря старается видимо объяснить что христианство это не одно только страдание. Да и вообще Бог как бы не хочет человеческих страданий, Бог есть любовь. Все скорби и напасти попущаются нам Богом для укрепления в вере, в силе, для исправления и для нашего вразумления, но совсем не для того чтоб мы тупо страдали не понятно для чего.
))) Вот, и опять вы говорите в точности то же самое, что и я, только другими словами)
Светлой Пасхи вам.
Извиняюсь конечно в упор не вижу где у вас написано тоже что у меня но вашими словами, наверное это шифровка для избранных. )))
И вам Светлой пасхи.
Уфффф, нет, всё-таки я наконец-то добралась до компа, а т о с телефона ну вообще неудобно отвечать(((

Давайте по порядку, правда, с конца.
То что христианство - это не страдание, а радость, я прекрасно знаю уже давно, и все мои записи всегда об этом. В данном конкретном посте, конечно, не было вот прям на эту тему, но если почитать мой журнал, то станет ясно, что фраза "Да и вообще Бог как бы не хочет человеческих страданий, Бог есть любовь" как раз отражает моё представление о Боге. Поэтому я и написала, чт вы пытаетесь сказать мне то же самое, что я сама регулярно говорю. Простите, что получилось коряво -(

"Этот момент с желанием жить полной жизнью... он тоже мечтал чтоб все поскорее закончилось... Это все противоречит всей его жизни и даже тому как он знал что еще до пения петухов Петр предаст его и потом раскается в этом".

Предположим, я привыкла с детства не запускать ни одной болезни, и каждую болезнь максимально быстро вылечивать. Полезная привычка. И вот однажды у меня заболевает зуб. Я, ясное дело, сразу же записываюсь на приём к стоматологу.
Но я прекрасно знаю, что меня ожидает в кресле врача, я знаю, что мне будет больно и неприятно, я боюсь этого и хочу, чтобы оно поскорее завершилось. Чтобы то, что необходимо сделать, было уже сделано. Как это противоречит тому, что я привыкла вести здоровый образ жизни и не запускать болезни? Это же про разное. Здоровый образ жизни - эт те правила, по которым я живу и без которых себя не мыслю, а желание, чтобы поскорее вылечили мой зуб - это эмоции, это то, что я переживаю здесь и сейчас.

Иисус был не только человеком, но и Богом, да, всё так. И всё, что вы написали во втором в этой ветке комментарии, истинно так, и я не вижу ни одной фразы, с которой можно было бы поспорить.
Но всё-таки Он был ещё и человеком. Со всеми человеческими эмоциями, переживаниями, чувствами. Он плакал, когда умер Лазарь. Да, пошёл и воскресил его - но перед этим плакал и скорбел, как обычный человек. И бояться боли и смерти - это тоже естественное человеческое. Я очень часто встречаю позицию, когда Христа воспринимают только как Бога. И не очень её разделяю.

Поэтому, конечно, да, Иисус знал, что ожидающие Его страдания - это промысел Божий, Он шёл на это добровольно и осознанно. Но это никак не противоречит с простым человеческим нежеланием боли и смерти, страха этих боли и смерти. У кого-то из святых отцов я встречала мнение, что Иисус гораздо сильнее любого из нас не желал смерти, потому что Он был ей совсем чужд. Мы изначально несём её в себе, потому что мы грешные, поражённые первородным грехом. А Он был чист - и тем более ужасной была для Него смерть.
Вот почему я пишу, что не вижу противоречия. Вы описываете Его как Бога, я - как человека. Но ведь в основах православия и говорится, что Он сочетает в себе две природы: человеческую и Божественную.

Кстати, о толкованиях святых отцов. Какие толкования посоветовали бы Вы? Ну, помимо Феофилакта Болгарского.
Юля, ну вот, теперь яснее. А мой то коммент он не ко всему журналу, а к посту.
Про человека и Лазаря и смерть.
Это как я уже написала чтоб может приблизится хоть чуть к пониманию надо почитать тогда уже о жизни святых старцев и прозорливцев. Они все переносили с удивительным спокойствием, потому что тело тут, а душа в общем то как то не тут. Отношение и понимание смерти и жизни иное. Конечно речь не идет о так скажем желании смерти как о самоубийстве, нет желания самоистязания для достижения смерти. Хотя вот даже носили вериги, но совсем не для того что б себя измучить телесно, а укрепить духовно. Мы даже в молитве молимся что там жизнь вечная, а тут мы как пироги в печи когда испечемся Бог нас из печи вынимает. Матрона была слепая, схимонахиня Макария у нее были высохшие ножки она не ходила, но они никогда не ждали чтоб это все поскорее закончилось и они тоже были людьми. Многие из святых претерпевали множество физической боли, по вынужденным причинам, по промыслу Божьему. Там нет вот этого самого отношения поскорее вылечить зуб. Не то что б они зубы не лечили, но все по воле Божьей. Эмоции у них другие, эмоциональная основа другая, даже то о чем они плачут это отличается от нашего понимания боли и эмоций.
По поводу толкований мне надо посмотреть даже хотя бы у себя чего у меня есть. А то вот даже не помню кому Божья матерь запретила врачам чего лечить, может Макарии, а может кому еще, иногда когда много прочтешь уже и попутаешь где и чего читал.
Привет.
Посмотрела, а у меня сейчас и нет ничего кроме Феофилакта и ахиепископа Аверкия Таушева. Остальное все по всяким книжкам типа сто вопросов священнику. В общем толкуют они одинаково в принципе. Ну первое нам не понять, не постичь о чем он скорбел в Гефсиманскому саду. Второе что это проявление человеческоей природы в Иисусе. Третье что он скорбел и о наших грехах, что в общем и не удивительно, как не скорбеть когда знаешь что за любовь к людям будешь страдать за всех их грехи, и что предан будешь даже одним из 12. У Феофилакта это в общем все есть. И про Лазаря есть. Потом напоминается нам о том что и не смотря на человеческую природу есть в нас и сила божественного духа, сотворены мы по образу и подобию, потому и слова - да будет воля твоя а не моя. Да и в общем все его учение и воскрешение Лазаря сводилось к вере в Бога отца, в стремлении следовать воле Отца небесного.
ЗЫ: об Иуде - искал предать его - искал удобного случая предать его без свидетелей ( удивительная книга Евангелие и вообще святое писание, все человеческое там описано, так же и с Иудой). Оно в общем то даже как то не смешно, в каждом из нас сидит Иуда и Пилат - как часто мы ищем удобного случая, возможности для чего либо, не всегда такого уж хорошего (даже чтоб мужа о чем то просить подбираем время, выгадываем), предаем мы постоянно порой даже совершенно не осознавая того, и руки умываем отказываясь от всякой ответственности как Пилат. А иной раз даже страшно становится каким жутким оружием мы можем оказаться. Мне лично над Иудой не иронизируется вовсе, ибо промысел божий и все предсказанное и кем он в итоге явился - это такой мощный урок, и фигура его глубоко трагична, я не решусь толковать, но даже чисто по человечески если б имела ту любовь к людям какую имел Иисус, да еще будучи все знать тут можно действительно горько плакать и просить пронести чашу, не будь Иисуса и Иуда может быть не пал так низко предав поцелуем, продав за 30 серебренников. Все мы о ком то соблазняемся и даже бываем оружием соблазнения.
Толкований вообще много, есть сборники, есть проповеди, а у меня и нет ничего сейчас под рукой, только самое необходимое.
Иисуса предали близкие люди- друзья. И это было особенно больно! Петр потом раскаялся, а Иуда-нет!
Иуда тоже раскаялся. Пришёл к первосвященникам, вернул деньги и покончил жизнь самоубийством. Покаяние было, перечитайте Евангелие от Матфея 27:3-5.