Юлия Гайдыдей (odojdi) wrote,
Юлия Гайдыдей
odojdi

Category:

Пасха позади. Как жить дальше?) 6 "рецептов"

Завтра, надеюсь, на Матронах появится моя статья на эту тему. А здесь я хочу поделиться с вами бонусными и довольно личными рецептами выхода из постпасхальной апатии.
На самом деле, мы же все понимаем, из-за чего нас так колбасит. Можно, конечно, наполнять свою тоску высоким смыслом. Например, духовная дочь о. Алексея Мечева спрсила у него, почему пасхальная радость как-то "не доходит", почему скучается о Страстной? Отец Алексей ей ответил, что это из-за того, что Пасха - это райский праздник, а мы до него духовно не доросли. Нам ближе покаяние.
Я, конечно, всё понимаю, слова глубокие, мысль умная, всё такое. Но мне кажется, у большинства из нас всё гораздо прозаичнее. До Пасхи была цель, а теперь эта цель достигнута - всё.

У меня есть несколько "рецептов", что сделать с собой, чтобы не потерять то драгоценное, что было приобретено за долгий пост - и в то же время не пытаться вернуть этот самый пост.

1. Ходить на службы



Во время поста огромное количество служб. И литургия Преждеосвященных Даров, и обычные литургии, и вечерние богослужения, и канон Андрея Критского, и часы... А уж Страстная неделя так и вообще насыщена по самое не могу. И когда мы переваливаем за Пасху, то подсознание решает: пора отдохнуть. Можно ближайшее время не ходить на службы, не бывать на исповеди, не причащаться. Так вот: именно поэтому, в частности, после Пасхи скучаешь по Страстной. Кажется, что тогда Бог был рядом - так ёлы-палы, тогда ты сам был рядом с Богом, а сейчас решил отдохнуть от Его присутствия. И ещё жалуешься.
А если серьёзно, пасхальные богослужения не менее насыщены и важны, чем богослужения Страстной. Один ежедневный крестный ход на Светлой чего стоит. Я вот думала: пойду в субботу, не буду на неделе выбираться. Но потом так жаль стало пропустить такое событие, что пошла в среду - и не пожалела!)

2. Не сбавлять молитвенного темпа



Вы же знаете, что на Светлой мы не читаем обычных молитв, ограничиваясь часами святой Пасхи? Тогда вы наверняка знаете, что эти часы читаются за 3 минуты. В отличие от стабильных получаса утренних и вечерних молитв и ещё дофигищу времени при подготовке к причастию. Это расхолаживает, вот правда. И возвращаться потом к длительным молитвам очень сложно.
Я для себя решила этот вопрос так: после часов читать Пасхальный канон. Он довольно большой, и в то же время совсем особенный. И это помогает не сбавлять молитвенного темпа, "не терять формы". По крайней мере, сразу...
А ещё у меня есть привычка подбирать песни в стиле молитв. Например, песни группы Casting Crowns. Слушаешь и молишься))

3. Почаще смотреть на распятие



Это отрезвляет. Почему-то на Страстной мы активно помним о том, что Бог прошёл через казнь, через предательство, боль и смерть, а как только наступает Пасха, у нас сплошное "Христос воскресе" в уме - в отрыве от контекста. Хотя даже в тексте молитв постоянно напоминается: Он же не просто так воскрес. Он сперва умер.
Когда мне становится скучно на Светлой (да-да, признаюсь в страшном), я смотрю на распятие и понимаю, что не имею ни малейшего права на какие бы то ни было претензии. Просто нельзя воспринимать Пасху в отрыве от Страстной. Только глядя на раны от гвоздей, только памятуя о Кресте можно понимать и воспринимать Пасху.

4. Отдавать Богу время



Неважно, что это будет. Вы можете писать рассказы или рисовать картины, слушать музыку или гулять по городу, поливать цветы или создавать картинки с цитатами из Библии - важно, чтобы это время вы отдавали Богу. Главное в этот момент осознавать, что вы перед Богом, с Ним и для Него.
Это, опять таки, своеобразный противовес тому, что мы обычно делаем посла Пасхи. Если во время поста вся наша жизнь построена так, чтобы напоминать о Боге и о том, что мы под Ним ходим, то после Пасхи все ограничения снимаются - и мы резко всё забываем. Окунаемся в мир. Так вот нужно придумать непостные активности, которые бы помогли нам оставаться столь же бдительными, столь же осознающими, что Бог - рядом. Всегда.

5. Продолжать поститься



Странно звучит, и тем не менее. Вот вы можете себе представить, что в монастыре внезапно на Пасху стали есть мясо? Я не очень (кстати, а как на самом деле дела обстоят?). Мне кажется, с окончанием Великого поста снимаются многие ограничания - но не обязательно снимать все. Можно ограничить себя в количестве, можно не забывать, что есть всё и обжираться - разные вещи.
Бдительное отношение к тому, что мы едим, никогда не мешает духовной жизни.

6. Coffee with Jesus



Та самая протестантская мода, которую я активно хотела бы видеть в нашей среде. Когда сидишь и читаешь Библию за чашечкой кофе. С карандашом в руках. Почему с карандашом? А знаете, сколько всего нового замечаешь, когда держишь наготове карандашик для того, чтобы подчеркнуть или подписать пришедшие мысли?
Евангелие - это, несомненно, священная книга. Это книга, в которой очень много метафор, скрытых притч и смыслов, возможных толкований - но она далеко не ограничивается этим. Нельзя читать Евангелие только с комментариями святых отцов, оно умирает от такого подхода! Евангелие - это живая книга о реальных событиях, а не сборник иносказаний. Как псалмы Давида, разумеется, скрытые пророчества - но когда Давид их писал и пел, он писал и пел обычные молитвы про здесь и сейчас. Он говорил, что думал, и думал, что говорил. То, что они оказались ещё и пророчествами - это Господень промысел и очередной повод восхвалить Его. И то же самое с Евангелием.
Иногда нужно читать просто то, что написано. И представлять, как оно было. Каждый шаг Спасителя, Господа и Творца по земле.

Когда как не теперь?)
Tags: mia scrittura, religing, праздник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments