christian

Пара слов об осуждении

Осуждение - это плюшка в адрес гордыни.
Иногда мы осуждаем людей "невольно". Проходит мимо нас с радостным матом кто-нибудь не слишком трезвый - ррраз и осудили.
Иногда мы осуждаем намеренно. Вспоминаем и расковыриваем: вот господин О сделал так-то и так-то, ай-ай-ай, какой он нехороший!
Ну и, наконец, есть самоосуждение. Ай-ай-ай, какой я плохой!..

И во всех этих случаях бегущей строкой идёт примерно следующее: "Ах, какой я хороший".
В первом случае хороший по умолчанию. Ну, я же не напиваюсь в стельку и не начинаю разгуливать с руганью.
Во втором изощрённее. Зачастую осуждение такого рода взращивается в себе специально, чтобы позаниматься самолюбованием. Мол, вот поглядите: товарищ Зю такой-сякой, а я прямо-таки фотографии нимбом засвечиваю. Очень фарисейский такой вид осуждения: найти кого-то менее правого по конкретному вопросу и воспарить от удовлетворения собой. Знаю, практикую.
В третьем случае совсем всё сложно. И тем не менее Господь не просто так не поощрял самоосуждение. Есть разница между покаянным осознанием греха и самоосуждением. Оставим за скобками тот факт, что заниматься самодсудом нетактично по отношению к Судие. Сконцентрируемся на загадке: в чём же гордыня.
Осудить себя проще, чем покаяться. Гораздо проще сказать: "Да, я сволочь", - чем попытаться что-то с этим сделать. Самоосуждение - это одновременно иллюзия покаяния и уход от ответственности. И чувство удовлетворения "религиозной потребности": формально-то ты себя осудил, всё, Иван-царевич.

Именно поэтому, наверно, проще всего каяться тем, у кого нет надежды на праведность. Мытари и блудницы, те самые люди, у которых грех - это будни, рехнулись бы, возьмись они заниматься ежедневным самоосуждением. И уж тем более у них не было особых поводов превозноситься, уничижая других.

Хотя, пожалуй, поводы покормить гордыню плюшками осуждения найти можно даже тогда, когда уже почти скатился к воротам с милой табличкой "Оставь надежду всяк сюда входящий". Есть достаточное количество людей, которые регулярно этим занимаются.
От них же первый есмь аз.
Тоже рассуждаю об этом. А в последнее время еще и о зависти. Искала в Ютубе выступления священников на эти темы, но как-то не густо и как-то не о том все. Похоже рецепт один: покаяние постоянное, время какое-то и молитва.
Да что такое постоянное покаяние, не смейтесь. Рецепт быть счастливым человеком.
У нас одновременно посты про осуждение получились) Эк тема в воздухе витает)))
Но только я для себя решила, что буду по другую сторону. Только мысли у меня другие. Не "ай-ай, какие они плохие, а я хорошая!" а "если я эти поступки пойму и приму, то чем я лучше?"
И дело как раз не в том, что я хочу быть лучше кого-то, упаси Боже. Дело в том, чтоб просто не быть сволочью. У себя в голове. Пока для меня эти вещи дикость - я человек.
Здорово. Все правда. Мы судим других, не замечая этого. А когда я пытаюсь этого не делать, то получаюсь такой елейной, что даже противно. Наверное, лучше, осудив, одернуть себя и сказать, что опять впала в грех, так, наверное честнее. А про брань нецензурную -- это распущенность и тоже порождение гордыни.....только, мне кажется, не плюшка, а что-то горькое.
Спасибо за такие важные посты.
Тоже частенько задумываюсь об этом, только в контексте психологии, при разборе тематики нарциссических нарушений.
У меня тоже случаются приступы самоосуждения, но к счастью, я быстро понимаю, что зависать в таком состоянии - непродуктивно. И просто начинаю что-то менять в жизни. Стараюсь, по крайней мере :)
Именно - непродуктивно!) И спасибо за добрые слова) Рада, что оно тебе в тему получилось)
Проблема в том, что сколько ни работай над собой, а сволочью все равно будешь по отношению к Богу.
Любопытно, меня тоже такие мысли неуловимые посещали. А можете подробнее объяснить?
Но любить-то Он нас от этого не перестаёт. А значит, весь этот процесс работы над собой даже не столько ради результата, сколько ради самого процесса. Дороги к Богу.
Я тоже не раз задумывался на тему гордыни в самоосуждении. Ведь оно так часто и получается: начинает человек себя за всякие мелочи осуждать, критиковать по поводу и без - казалось бы, мудро? Ан нет, подсознательно начинает складываться другая мысль: какой же я праведник, что так себя осуждаю! Только это уже не "вслух" мысль - сам человек как будто и не замечает, а на поведении отражаться начинает.
Но если внимательно к этому подходить, то и самоосуждение нормально может получаться. У меня вот как-то укоренилось в сознании - все живем мы под Покровом Божиим. И если что-то когда случилось неприятное в жизни, так первая мысль: "Помилуй мя, Боже", - сразу думаешь, чем так нагрешил, что не защитил Господь. А у меня чаще удачная жизнь бывает, так я и в этом выкрутился - ведь если Господь всегда сохраняет, помогает мне, значит просто немощный я человек. Другие и сами справляются, а у меня удача на каждом шагу - бережет Бог слабого человека. И с такими мыслями удается повнимательней к своим мыслям и поступкам относиться.
Юля, вы вот верите, когда пишите "от них же первый есть я"? Ведь все это болтовня, пустая болтовня. Если 100 грамм прекрасного вина развести литром воды, то не почувствуешь вкус. Так и с христианством.
А не осуждает человек, когда счастлив. Когда ему плохо, он осуждает.
Да, верю. Я прекрасно знаю, сколько грехов у меня, и тем не менее осуждаю.
Когда разбавляем вино - да. Но если разбавить вино и служить на нём литургию, Кровь Христова не перестанет быть Кровью Христовой. Неважно, какова концентрация.

Конечно! Человек вообще грешит только когда несчастлив. Нет плохих людей, есть только несчастные.
Осуждение - простейший механизм, позволяющий указать на разницу между собой и другим, разницу в качествах - и удержаться от перенимания качеств другого. Иначе говоря, осуждать кого-то за какие-то действия мы можем не только ради того, чтобы самовосхвалиться, но и ради того, чтобы не дойти до того состояния, в котором находится предмет осуждения, не совершать самому тех поступков.
Не всегда так. Но, думаю, эта условно полезная сторона у явления вполне присутствует.
А это уже различение "люби грешника, ненавидь грех". Это осуждение не человека, а действий. Это да, важно.