christian

С началом Великого поста!

В стародавние времена (когда я училась на 1 курсе) слушала я ещё более стародавние записи лекций Андрея Кураева.
В одной из лекций отец дьякон цитировал святоотеческую литературу на тему того, для чего нужен пищевой пост и аскеза:
- Телу нужно дать понять, что оно тоже виновато.

И вот на этих-то словах мне сейчас и вспоминается разом вся книга Эриха Фромма "Бегство от свободы". Не было ничего удивительного и даже ничего настолько уж пагубного, что в стародавние времена люди, в силу своего, простите, исторического развития жили в терминах "вина, наказание, пристыдить, наградить". Но время-то идёт. Ребёнок, которого ставили в угол, вырастает и переходит на самообслуживание. И за каждый свой проступок добросовестно идёт искать угол самостоятельно. Ставит таймер, утыкается носом в обои, даёт телу понять, что оно тоже виновато, потом выходит... успокоенный?

У нас на Пасхальной слышится стонов больше, чем на Страстной. Ну показали мы что-то там бедному, и так истерзанному и убитому нашим ежедневным невниманием и пренебрежением телу. От этого может стать легче ребёнку. Его пристыдили и он дальше бегает себе, ему разрешили не нервничать. То есть, после Пасхи тело быстренько успокоится: его наказали, потом простили, покормили от пуза, и оно снова - туда же, куда и раньше. А что, потом накажут ещё и можно будет снова не нервничать.
Но человек такое странное существо, что он, понимаете, взрослеет. И дальше, по Фромму, есть два пути. Изобретение механизмов бегства от всё возрастающей свободы – или принятие и свободы, и ответственности, и, внезапно, одиночества.
Фромм говорит, что вовсе не ответственность так уж сильно страшит человека, а одиночество. Преодоление которого возможно в спонтанной активности и любви. Переводя на язык христианства, я получаю – в любви и радостном сотворчестве с Богом. Спонтанную активность Фромм определяет как деятельность, идущую из сердца, имеющую в основе своей порывы и потребности самого человека, а не навязанную извне кем бы то ни было.
Это страшно. Поначалу. Взрослеть вообще капец как страшно, знаете ли.
Но альтернатива только одна: попытки к бегству. Подчинение авторитетам, конформизм ("все так делают"). Они могут приглушить тревогу, ненадолго обезболить одиночество, но по сути своей любые механизмы бегства такой же грех, потому что уродуют человека, лишают его самости (то есть, того самого образа, которое, по-хорошему, нужно бы привести ещё и к подобию).
Возврат в беззаботное детство и дальше, в спокойную материнскую утробу, закрыт. Сорри. Мы, если верить Евангелию от Иоанна, дети Божии. Дети, а не рабы. Рабы так рабами и остаются. И всю жизнь живут по модели маленького ребёнка: хорошо себя ведёшь, делаешь, что говорят - тебя кормят, одевают, сколько-то ценят. Плохо себя ведёшь - наказывают.
С детьми так делают только до определённого возраста. И два тысячелетия – это довольный срок, чтобы уже дорасти хотя бы до подросткового возраста и перестать уже разговаривать про вину, тем более тела.
Для чего наказывают ребёнка? Чтобы он запомнил: есть человеческое устройство жизни. Есть социальные нормы, которые нужно соблюдать. Есть правила безопасности, выработанные в течение столетий, их тоже лучше соблюдать. Почему наказывать, а не объяснять логически? Потому что до 7 лет как минимум логические объяснения на детей не действуют. А вот наглядные - вполне. Вот почему ребёнка наказывают, а не устраивают лекции. Но наказывают - как?
Ребёнка не истязают, не лупят до крови, не морят до голодных обмороков. Если только родители психически здоровы, адекватны и являются счастливыми обладателями мозга. Так и тело, которое тоже - наш ребёнок, тот самый внутренний ребёнок, нуждается в объяснениях, уговорах и, в случае непонимания, грамотных наказаниях. Понятных именно вашему телу. Ну, вы слышите, да? Диалог с телом. Союз с телом. Взаимодействие с телом. С телом можно не только сражаться, бороться, воевать - с ним можно дружить, его можно понимать, им, простите, можно просто быть. Не только им, это понятно, но - не отдельно от него.

Аскеза, кстати, – это очень важная и глубокая практика. До неё нужно расти, расти и расти. Взрослеть, умнеть, мудреть, а только потом уже приступать к тому посту, который аскетический.
Много лет уже твердят, что пост в первую очередь затея духовная, а с едой аккуратнее. Все, как обычно, всё понимают по-своему. Я тоже. Поэтому я считаю, что если уж пост – время внимания к телу, то пусть это будет не внимание жестокого карателя, а внимание заботливого взрослого. Тело, кстати, мстительное - а вернее "кармическое", оно бумерангом вернёт всё, что мы ему причиняем. Кому-то раньше, кому-то позже.

Кстати, вы задумывались о том, что "это у меня психосоматика" звучит нормально, а "эта болезнь мне за грехи" – как-то стрёмно? А ведь это про одно и то же. Только психосоматика - это "болезни из-за дурацкого обращения с нервной системой", а "за грехи" понятие более широкое. Но тоже про дурацкое обращение с собой.

Так выпьем же чашку крепкого сладкого чаю за то, чтобы этот Великий пост научил нас быть бережными, внимательными к данному Богом телу – а ещё за радостное сотворчество и любовь.
Поста благоприятного, друзья мои.


*Поднимает чашку с чаем* Да. За время понимания, сотворчества и не-одиночества!
И тебя с постом. Поститесь постом приятным! Значит с пряничком и вареньицем, чтоб полегче было.
Написано здорово очень, примерно как дыхание перехватывает, ответить так же не могу, а оффтопик, но про Пост, накопился.

Исполнение Поста в "что б телу было плохо" я не видела (хотя читала); то, что видела, сводилось к двум вещам (удивилась, когда заметила, но проверила, похоже, что так). А - работа на самоидентификацию (и это тривиально, но очень значимо для многих), Б - особенно с учетом того, что и в церковь больше ходят женщины, и постятся, по всей видимости, они же - в Пост можно, наконец, готовить для себя! Это не осознается совершенно, ни разу не слышала это проговоренным вслух. Пусть без мяса. Пусть без масла, пусть один раз в день, но то, что ты сама себе выбрала! А не что полезно-дешево-на-семью.
И вот вопрос, а как так выходит, что все время выбираешь не для себя и даже не для другого, а "как правильно". И не то, чтобы один кто-то так делал, ведь вместе несколько человек живут, и каждый для себя не выбирает, а - чтобы было честно - выбирает "правильно", то есть согласно усвоенной-где-то-модели.
Мало того, что каждый чувствует себя связанным, так еще попытки что-то переделать _как_следствие_ становятся не вопросом "как сделать удобнее кому-то или всем", а в войну между разными "правильно". Структурно и сразу становятся, начинаются сразу с этой точки.
В этом смысле даже лучше, если ты такая одна в семье пост соблюдаешь.
Спасииибо ^__^

Про "готовить для себя" - интересная, к стати, тема. Спасибо за неё тоже, подумаю) И вообще оффтопик такой... насыщенный важным.
Самая большая оценка, какую можно получить.
Еще в смыслах поста - сделать что-то символическое, когда не можешь ничего дать по существу.

Хотя тогда впору статью писать, минимум пять смыслов только для себя я насчитывала. И "отработать наказание" никогда туда не входило.

В детстве был рассказ, поучительно-воспитательный очень, назывался "стыд", как девочка уроки прогуляться первый раз. Минут за 15 съела взятый с собой завтрак и дальше ей было плохо, потому что она не умела себя куда-то деть. Утверждалось, что мучил ее стыд. Я как-то сразу его правильно прочитала, этот рассказ.
Ого-го! С Постом!
Ты вот знаешь, я сейчас с упоением читаю книжку про апельсиновых святых и там в одном из текстов есть феерически простая прекрасная мысль: все православные так или иначе в пост чувствуют себя виноватыми. Потому что поститься по Типикону дано отнюдь не всем, всё равно нарушаешь и страдаешь из-за этого. И поэтому в пост большая часть народу унывает. И про то, что если попался строгий духовник супружеской пары, то им сразу либо разводиться, либо в монастырь. То есть по-хорошему, действительно, нужны новые прописанные нормы поста с закреплёнными послаблениями для детей, беременных и болящих (желательно ещё и по уровню, мол, выбери, на что ты готов). То, что ты сейчас пишешь - это прекрасно и полно здравого смысла. Проблема в том, что моя мама, которой уже говорили прямым текстом врачи и священники, что ей нельзя поститься. Тупо нельзя. Без мяса можно, без рыбы и молочки - нет. Но это без-по-лез-но. Она это позиционирует как "я нормально себя чувствую и не хочу я вашей рыбы". А через неделю оказывается, что без рыбы было ох как тяжко, но "ну нельзя же так, ну как же это так, ну так же нельзя". И поэтому я тут за неё переживаю и трепещу.
Книжку про апельсиновых святых?)

Православие не любит ничего переписывать. Типа, святое же предание, как можно.

Страх нарушить правила сильнее страха за собственную жизнь. Знакомая ситуация. Никогда не понимала этого.